0
1130
Газета СНГ Интернет-версия

24.11.1999 00:00:00

Чья позиция сильнее

Тэги: Украина, Рада, Кучма


НОВЫЙ конфликт между президентом Украины и Верховной Радой может закончиться как привычным в прошлые пять лет президентства Леонида Кучмы длительным противостоянием сильных лоббистских структур в окружении президента и в парламенте, так и роспуском Верховной Рады.

На сей раз поводом для скандала стал отказ народных депутатов перенести по просьбе Леонида Кучмы место инаугурации президента во дворец "Украина". Парламентарии приняли постановление, которым назначили проведение запланированной на 30 ноября президентской присяги на верность народу в стенах Верховной Рады. По словам же президента, здание парламента мало и неудобно для такого торжества. Больше всего Кучму возмутило нежелание Верховной Рады прислушаться к его просьбе, после того как он пошел навстречу депутатам и перенес инаугурацию на 30 ноября, поскольку "26 ноября, они (депутаты. - "НГ"), как всегда, не работают..." "Я перед парламентом должен принимать присягу? Я ее перед украинским народом должен принимать! - заявил Леонид Кучма журналистам. - Парламент еще раз показал, что не готов к конструктивному сотрудничеству с президентом. Это заставляет меня думать над адекватными мерами. И они будут обязательно".

В последнее время президент довольно часто говорит о недееспособности парламента. По мнению авторитетных политологов, проблема сводится к тому, что ветви власти пытаются потянуть "властное одеяло" каждая на себя. Вокруг президента и вокруг парламента сформировались очень сильные лоббистские бизнес-группы, которые закулисно определяют направления украинской политики и экономического развития, но при этом не заинтересованы в переходе в публичную политику. "Подковерные кланы", считают политологи, способны, как и ранее, спровоцировать длительное противостояние между ветвями власти, но не способны преодолеть кризис в отношениях между ними, ибо заинтересованы в ведении войны "до полного уничтожения конкурентов".

Что касается роспуска парламента, то, согласно Конституции, у президента нет на это полномочий. Однако украинские парламентарии опасаются не танков у стен Верховной Рады, а обещанного президентом всенародного референдума. Чисто теоретически такое возможно, поскольку социологи уверены, что после выборов народ поверит в заявление президента о том, что "все беды - от Верховной Рады", которая мешает президенту провести наконец реформы и изменить жизнь народа к лучшему.

Еще неделю тому назад аналитики сходились во мнении, что данное президентом местным властям обещание о создании сената - не более чем "предвыборные пряники" регионам, поскольку президенту невыгодно усиление региональных властей на общегосударственном уровне. Однако последние заявления Леонида Кучмы можно истолковать как то, что он готов допустить усиление регионализации ради роспуска и ослабления Верховной Рады.

Народные депутаты к идее двухпалатности относятся весьма скептически. Что касается пропорциональной системы выборов, то абсолютное большинство парламентариев уверены в необходимости такой меры для усиления партий в противовес закулисным кланам. К тому же народные избранники не без иронии прогнозируют, что в будущем составе Верховной Рады все лоббистские структуры, сформировавшиеся в окружении президента, смогут работать только через парламентские партии, а это наконец снимет напряжение в отношениях между законодательной и исполнительной ветвями власти.

Так или иначе, но на сегодня формирование парламентского большинства происходит де-факто, но не оформляется де-юре. С одной стороны, левые, от лица которых выступил председатель Верховной Рады Александр Ткаченко, заявили о том, что они готовы сформировать большинство в 210 депутатов. С другой стороны, правоцентристы, так или иначе ориентирующиеся на действующего президента, заявили о намерении создать большинство в 250 депутатов и сместить г-на Ткаченко с занимаемого им поста. Правда, в лагере центристов движение к объединению началось сразу в нескольких центрах и породило центробежные тенденции и постоянные склоки между фракциями и группами. Можно предположить, что до того момента, когда парламент должен был бы начать формировать правительство, депутаты так и не определятся с официально признанным большинством. Тем более что ни одна из представленных в парламенте сильных лоббистских структур не намерена перейти в подчинение другой.

Между тем ситуативное, стихийное большинство в парламенте формируется очень просто, но только в те моменты, когда депутаты консолидируются, чтобы противостоять окружающим президента теневым группам влияния. Вероятно, кланам, а не лично президенту Кучме Верховная Рада пыталась доказать, "кто в доме хозяин", когда почти 300 депутатов проголосовали за инаугурацию президента в стенах парламента. Столь же легко нашлось 300 голосов при утверждении пропорциональной системы выборов, не понравившейся окружению Леонида Кучмы. Еще раз на прошлой неделе парламентское большинство организовалось, когда депутаты преодолели вето президента на принятый еще в прошлом году, но до сих пор не введенный в действие по причине противостояния между президентом и парламентом Закон "О Кабинете министров". Депутаты не приняли предлагаемые Леонидом Кучмой поправки к закону. По сути, новый документ значительно расширяет полномочия парламента (в ущерб президентским полномочиям) в вопросах формирования правительства и контроля за его деятельностью. Если Леонид Кучма под давлением международных финансовых организаций все же подпишет закон, то можно будет говорить о том, что существование парламентского большинства обрело зримые очертания.

Тем временем Леонид Кучма уже заявил о своем намерении предложить парламенту для утверждения на пост премьер-министра кандидатуру Валерия Пустовойтенко. Президента поддерживают в этом вопросе Ассоциация городов Украины и все губернаторы. Правда, по мнению аналитиков, заявленную поддержку можно расценивать не как искреннее стремление мэров и губернаторов в дальнейшем работать с Пустовойтенко, а как вынужденную необходимость легализовать предложение президента, получив взамен обещанные Леонидом Кучмой новые полномочия.

Верховная Рада считает, что Валерий Пустовойтенко вряд ли получит возможность возглавлять новое правительство, хотя пропрезидентские силы в парламенте относятся к этой кандидатуре как к "минимальному злу". Президент может предлагать одну и ту же кандидатуру на пост премьер-министра парламенту для утверждения только один раз. Иными словами, кандидатура главы правительства может быть утверждена только в том случае, если она будет приемлема для парламентского большинства.

Если такая схема начнет действовать, то можно будет считать подтвержденным формирование в Верховной Раде большинства не на основе идеологии, а по принципу общности бизнес-интересов.

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1274
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3145
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2240
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1795

Другие новости