НАКАНУНЕ Стамбульского саммита ОБСЕ в Ереване и Степанакерте ощущалась определенная нервозность. Несмотря на официальные заявления о том, что армянская сторона не будет принуждена принять невыгодные для себя условия карабахского урегулирования, многие аналитики высказывали подобные опасения. Предполагалось, что международное сообщество может попытаться воспользоваться явным ослаблением армянской государственности, вызванной трагедией в парламенте 27 октября, и усилить давление на Ереван и Степанакерт. В какой-то мере подобные опасения не были чужды и президенту Роберту Кочаряну. Накануне поездки в Стамбул он заявил, что не ощущает себя столь же сильным, как прежде, и это обстоятельство способно повлиять на темпы миротворческого процесса.
Как известно, никаких заявлений и документов по Карабаху саммитом принято не было. Это позволило армянскому официозу утверждать, что достигнута определенная дипломатическая победа - в отличие от встречи в Лиссабоне в 1995 г., когда только вето Армении позволило избежать принятия весьма невыгодной резолюции, а международный имидж республики ощутимо пострадал. Тем не менее Стамбульский саммит стал заметным этапом на пути урегулирования проблемы, хотя непосредственное воздействие встречи на ход миротворчества проявится скорее всего не сразу. Сопредседатели Минской группы распространили заявление, в котором, в частности, сказано, что "трагедия в парламенте Армении и серия отставок высокопоставленных чиновников в Азербайджане не повлияют на процесс и сроки окончательного урегулирования конфликта". Тем самым впервые официально признано, что Москва, Вашингтон и Париж установили некий срок для завершения противостояния, и этим планам не должны мешать даже форс-мажорные обстоятельства в Ереване и Баку. В свете этого более понятным становится энтузиазм, с которым миротворцы приветствуют непосредственные переговоры лидеров противоборствующих сторон.
По словам президента Франции Жака Ширака, "сразу после достижения долгожданного мира начнется серьезная экономическая помощь региону со стороны мирового сообщества", и с этой целью Париж "предоставит Евросоюзу, ЕБРР и Всемирному банку конкретные экономические программы". Разумеется, это станет платой не только за установление мира, но и за обеспечение будущей стабильности в регионе. Последнее весьма актуально в свете достижения договоренности о строительстве нефтепровода Баку-Джейхан. Вопреки определенным, хотя и тщательно камуфлируемым надеждам армянской стороны, маршрут нефтепровода минует территорию Армении и Карабаха. Само по себе это обстоятельство может стать в перспективе дестабилизирующим фактором, способным спровоцировать наиболее непримиримые круги на возобновление противостояния. Тем более что будущая труба проляжет в непосредственной близости от линии фронта в Карабахе и армяно-азербайджанской границы. Именно поэтому конфликт должен быть разрешен до начала эксплуатации нефтепровода, а Армения - получить определенную компенсацию в виде иностранных инвестиций и прекращения транспортной блокады со стороны Турции и Азербайджана. Возможно, именно это имел в виду президент Роберт Кочарян, заявивший перед отъездом в Стамбул, что лишь достижение полноценного и прочного мира способно кардинально улучшить социально-экономическое положение страны. Кстати, точно так же аргументировал свою позицию по карабахскому урегулированию первый президент республики Левон Тер-Петросян, подходы которого были названы "предательскими и антинациональными", он был принужден подать в отставку.
Последнее означает, что и без того ставшие непрочными в результате известных внутриполитических событий позиции главы государства могут еще более ослабнуть. Этим способны воспользоваться те круги, которые в настоящий момент открыто диктуют президенту его кадровую политику, особенно в силовой сфере. Впрочем, любые возможные изменения на политической арене страны могут лишь затормозить, но не остановить процесс миротворчества. Игра на противоречиях между посредником перестала быть плодотворной: Москва, будучи стратегическим партнером Еревана, занимает в вопросе о территориальной целостности совершенно однозначную позицию. Рассчитывать на то, что Россия могла бы пересмотреть условия будущего урегулирования, предусматривающие сохранение территориальной целостности Азербайджана, уже не приходится. В конечном итоге проблема упирается в тривиальный торг о количестве дивидендов от будущего мира. И внутриполитическое ослабление Армении может лишь уменьшить ее долю пирога.