ТОЧНЕЕ будет сказать, что выполнение "международных обязательств" Россией по отношению к своим союзникам на постсоветском пространстве (которые наносят ее геополитическим интересам прямой ущерб) происходит на фоне отсутствия каких-либо российских законов или двусторонних межгосударственных актов. В то время как Молдавия, например, постоянно ссылается на то, что ее Конституция "не разрешает присутствия иностранных войск на ее территории", и умело использует этот аргумент против России во всех европейских структурах и на всех саммитах, сама Россия весьма уязвима с этой точки зрения, поскольку не защищена ни собственными законами, ни межгосударственными соглашениями или правовыми актами.
"НГ" уже не раз писала об этом парадоксе, имеющем далеко идущие последствия, и накануне саммита ОБСЕ эта парадоксальная ситуация еще раз весьма показательно высветилась в Приднестровье, откуда недавно отправился в Россию первый эшелон с военной техникой ОГРВ. Однако почти сразу же после московских переговоров в Приднестровье по приказу командующего Оперативной группой российских войск генерал-лейтенанта Валерия Евневича началось уничтожение российской бронетехники, что явилось полной неожиданностью для приднестровского руководства. Из этого приднестровская сторона сделала для себя вывод, что под давлением Запада и официального Кишинева Министерство обороны РФ начало форсированную ликвидацию не столько бронетехники ОГРВ, сколько своего военного присутствия в Приднестровье. Таким образом, в очередной раз Россия выполняет "международные обязательства", ничем не подстраховывая ни себя, ни своих союзников.
Как известно, переговоры премьер-министра РФ Владимира Путина с лидером Приднестровья Игорем Смирновым в начале ноября сдвинули с мертвой точки вопрос о вывозе военного имущества, вооружения и боевой техники бывшей 14-й армии. На этих же переговорах был обсужден широкий круг вопросов, главным итогом которых был тезис о том, что Приднестровье в соответствии с основополагающим документом, подписанным два года назад при участии России, Украины и ОБСЕ, - Меморандумом - должно быть полноценным участником всех процессов, которые так или иначе затрагивают вопросы его национальной безопасности. Главой российского правительства такие гарантии - полностью соответствующие статусу России как страны-гаранта в регионе - лидерам Приднестровья были даны. Но похоже, что эти устные обещания и являются сегодня единственной гарантией безопасности Приднестровья - при отсутствии главных правовых документов: "Большого" договора с Молдавией, Соглашений о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований РФ, временно находящихся на территории РМ, а также по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований России в регионе. Как известно, эти документы были отозваны президентом России Борисом Ельциным - и с тех пор никакой адекватной замены им нет. Россия, принимая сегодня любое решение в условиях правового вакуума, особенно под давлением западных стран, существенно рискует не только безопасностью своих союзников, но и собственной безопасностью. Думается, именно поэтому после саммита ОБСЕ России имеет смысл, говоря словами Игоря Иванова, "взять паузу", чтобы взвесить все последствия выполнения ею международных обязательств - без всяких аналогичных обязательств своих партнеров по СНГ и стран НАТО. Западные страны стремятся вытеснить Россию не только с Северного Кавказа, то есть с ее собственной территории, но и из регионов всего постсоветского пространства. При этом применяются одни и те же испытанные методы: так, накануне открытия саммита ОБСЕ (а ведь Россия публично делает ставку на ОБСЕ как главную структуру для сохранения стабильности в Европе) как раз нынешнее руководство ОБСЕ преподносит России сюрприз - требует "схему вывода" российских войск с территории Северного Кавказа на основе принципов договора об обычных вооружениях в Европе.
Обращает на себя внимание то, что именно для подписания этого договора, как объяснили в российском МИДе, в Тирасполе стала уничтожаться бронетехника ОГВР - и в течение нескольких дней, фактически сразу же после встречи с Владимиром Путиным и, видимо, навстречу саммиту, было уничтожено 11 танков, несколько машин БМП и БТР и другая техника, при этом, по информации приднестровской стороны, планируется уничтожить 56 единиц бронетехники. Ситуация эта опасна тем, что, во-первых, на самом деле никто не знает, что именно уничтожает командующий оперативной группой российских войск в Приднестровье генерал-лейтенант Евневич (который, по информации Тирасполя, уже летом этого года под видом подрыва устаревших боеприпасов уничтожал российскую бронетехнику), а во-вторых, как и во всех других случаях (например, при разработке нового "большого" договора с Молдавией), приднестровская сторона по-прежнему "отставлена" от процесса - вопреки недавним договоренностям в Москве. Поэтому уничтожение бронетехники сразу после переговоров с главой российского правительства в Тирасполе расценивают не только как выполнение Россией обязательств еще не подписанного договора по обычным вооружениям в Европе, сколько как начало форсированной ликвидации самого российского военного присутствия в Приднестровье. Руководство Тирасполя считает ситуацию опасной еще и потому, что в разгар подобных событий фактически не работает совместная российско-приднестровская комиссия по военно-имущественным вопросам. Такая комиссия, видимо, должна работать сегодня именно в Тирасполе, по принципу "здесь и сейчас", поскольку любые разночтения даже устных договоренностей между Москвой и Тирасполем (помимо первых лиц, как известно, есть множество чиновников, понимающих все с точностью до наоборот) будут иметь для России необратимые последствия.
Если сегодня российская дипломатия гипотетически связывает косовский сценарий с тем давлением, которое Россия испытывает при проведении своей акции на Северном Кавказе, то эту линию сравнения следует логически продолжить - и, надо думать, первой на этой линии для окончательной ликвидации российского присутствия в регионе намечено Приднестровье. Приднестровье, как известно, вместе с Белоруссией представляет для России те самые ключи от Европы, которые у нее сегодня столь беспардонно пытаются отобрать.
Симптоматично, что нынешнее руководство ОБСЕ потребовало от России схемы вывода российских войск с Северного Кавказа - почти что "график вывода" российских войск с их собственных территорий, как до этого требовала "графика вывода" российских войск из Приднестровья. Такой график Россия предоставила ОБСЕ без всяких на то легитимных оснований, но самое поразительное, что окончательный вывод российских войск намечен к концу 2005 г. Именно этот срок обозначен в четком расписании натовской стратегии, изложенном Збигневом Бжезинским. Последний пишет, что к 2005 г. намечено завершить вступление в блок НАТО не только балтийских республик, но и... Румынии. Наиболее поражает в этом "графике Бжезинского", названном им самим "Историческим расписанием Европы", то, что дата вступления Румынии в НАТО совпадает с графиком окончательного вывоза российского оружия из Приднестровья, последним сроком которого считается 31 декабря 2005 г. Недавно появилось и еще одно магическое совпадение - именно к 2005 г. намечен ввод в строй трубопровода Баку - Джейхан в обход России.
Таким образом, формула об "общем государстве", которая сегодня рассматривается экспертами Тирасполя и Кишинева с подачи ОБСЕ (подлинное авторство этой, казавшейся перспективной идеи, приписывают Евгению Примакову), может оказаться весьма лукавой - и Приднестровье благодаря этой формуле, на которой сегодня настаивает ОБСЕ по карабахскому варианту, может через 5-6 лет запросто отправиться вслед за Кишиневом под заботливое крыло НАТО. Таковы реальные "гарантии" тем 70 тыс. российских граждан, которые сегодня живут в Приднестровье, поскольку - приходится это повторять - никаких других гарантий Россия предоставить не может.