Мечеть Джамальэддина в Анау. 1901 г. |
ПОСЛЕ распада СССР, краха коммунистической идеологии и образования в бывших национальных республиках Союза новых суверенных государств проблема самоидентификации их народов и разработка национальной идеологии заняла важное место в ходе государственного строительства. Этот процесс сопровождается ростом национального самосознания - явления, безусловно, положительного, но тем не менее нередко оказывающего негативное воздействие на развитие отношений с бывшей метрополией. Вот почему известие о создании в Санкт-Петербурге общества культурных связей с Туркменией было воспринято с одобрением не только в научных, но и в политических кругах России.
Главная особенность нынешнего положения в области культурных связей России с Туркменией состоит в том, что эти связи формируются без "руководящей роли" государства. Организаторами общества выступили санкт-петербургские ученые-востоковеды во главе с академиком Российской академии естественных наук Вадимом Массоном. Членами правления общества стали известные деятели российской науки и культуры. В рамках работы общества предусмотрено разворачивание широкой культурной программы в обеих столицах: Дней российской культуры в Туркмении и туркменской культуры в России, проведение совместных выставок, творческих встреч, "круглых столов" и пр.
Примечательна быстрая ответная реакция туркменской общественности на создание Российского общества культурных связей с Туркменией: его туркменский аналог вскоре был зарегистрирован в туркменской столице. Общество возглавил ректор Туркменского государственного университета академик Оразов. В состав правления общества вошли видные деятели науки и культуры Туркмении, а также наши соотечественники.
Появилась надежда, что "культурный мост", наведенный между двумя государствами, способен исправить перекосы в российско-туркменских отношениях не только в сфере культуры, но и в других областях.
Известно, что по разным причинам уровень российско-туркменских отношений в последнее время не отвечает возможностям и потребностям наших стран и народов. Ослабление экономических связей между Россией и Туркменией во многом объяснялось превалированием ведомственных интересов над общегосударственными. О необходимости исправления такого положения говорил во время своего визита в Ашхабад министр иностранных дел России Игорь Иванов.
Российское общество культурных связей с Туркменией в лице его председателя уже внесло первый вклад в установление новых, равноправных отношений между нашими странами и народами. В научном исследовании "Туркменистан в зеркале мировой истории", изданном в Ашхабаде, Вадим Массон отметил уникальное значение для мировой культуры Туркмении как одного из центров творческого взаимодействия древних культур и цивилизаций. По мнению российского туркменоведа, богатое культурное наследие Туркмении поможет интегрировать туркменскую национальную культуру в общемировой культурный процесс.
Российский ученый активно поддержал концепцию национального возрождения Туркмении, выдвинутую президентом Ниязовым. Он призвал туркменистанцев обратиться к своим национальным истокам и заново определить место Туркмении в цивилизационном процессе, взяв за основу политического развития культурное наследие.
Создание обществ культурных связей России и Туркмении являет собой яркий пример произошедшей деполитизации и открытости российской культурной политики в Центральной Азии, пример осознания принадлежности двух народов к единому историческому и культурному пространству.