НА ПРОШЛОЙ неделе делегация из непризнанной Приднестровской Молдавской Республики во главе с ее президентом Игорем Смирновым вела переговоры в Москве. Посланцев ПМР принимали в Доме правительства РФ премьер Владимир Путин, министр обороны Игорь Сергеев, министр финансов Михаил Касьянов, министр по делам СНГ Леонид Драчевский.
По существу, в центре переговоров было два спектра вопросов: первый связан с политическим урегулированием приднестровского конфликта, второй - с нахождением в этом регионе Оперативной группы российских войск. Если по последнему кругу проблем картина более или менее ясна - Россия постепенно сворачивает свое военное присутствие в Приднестровье и твердо намерена в соответствии с решением ОБСЕ выполнять план-график вывоза, утилизации и реализации имущества бывшей 14-й армии, в том числе боевой техники и боеприпасов, - то по первому спектру вопросов ситуация далеко не однозначна.
Как всегда, все упирается в туманную формулировку "взаимосогласованного особого статуса Приднестровья в рамках территориально целостной Республики Молдова". Однако уже на протяжении нескольких лет Кишинев и Тирасполь никак не могут прийти к компромиссу. Лет десять назад Приднестровье было бы удовлетворено всего лишь свободной экономической зоной, потом речь зашла об автономии. После трагических событий в Приднестровье статус непризнанной ПМР, по мнению президента республики Игоря Смирнова, председателя Палаты законодателей Верховного Совета республики Григория Маракуцы и других приднестровских руководителей, не должен опускаться ниже федеративного уровня, а сейчас многие реалии склоняют лидеров Приднестровья ставить вопрос о конфедерации.
Однако правивший в Молдавии партийно-парламентский альянс и подконтрольное ему правительство Иона Стурзы упорно придерживались курса на унитарное молдавское государство, в котором процесс румынизации и плавного выдавливания русскоязычного населения не только не останавливался, но и продолжался с нарастающей силой. Сдержанная и уравновешенная позиция в этих вопросах президента РМ Петра Лучинского ничего практически не меняла. Альянс с претенциозным названием "За демократию и реформы" формировал правительство Иона Стурзы, утверждал его программу и контролировал работу кабинета министров вплоть до разразившегося на этой неделе правительственного кризиса.
Надо признать, что Лучинский предпринимает энергичные усилия для развития молдавско-российских отношений. Во время своего сентябрьского визита президенту удалось добиться списания кредитов, выданных Россией Молдавии в 1992-1993 гг. Тем самым, по признанию первого заместителя председателя правительства ПМР Виктора Синева, президент РМ продвинул решение аналогичного вопроса и в отношении Приднестровья. Видимо, на прошлой неделе эта проблема была решена положительно, т.к. в определенной мере стала платой за лояльность руководителей ПМР в отношении вывоза российского имущества бывшей 14-й армии.
Между тем лидеры правившего правоцентристского парламентско-правительственного альянса неоднократно высказывались за свертывание экономических, политических, культурных и прочих связей с Россией и с СНГ. В частности, в канун встречи в Москве руководителей Приднестровья с Владимиром Путиным премьер-министр РМ Ион Стурза на заседании парламента Молдавии призвал скорее "интегрироваться в Европу" и освободиться от "эсэнговского комплекса", а заодно и от сохраняющихся традиционных связей с Москвой. Думается, что в известной мере ответным шагом России стало подтверждение ее готовности открыть в Тирасполе консульское учреждение РФ.
Вообще, по мнению руководителей ПМР, переговоры о статусе Приднестровья легче и эффективнее вести с Петром Лучинским. Однако вся беда в том, что в соответствии с действующей Конституцией РМ глава республики - фигура во многом декоративная, наделенная в основном представительскими полномочиями. В отличие, к примеру, от президента непризнанной ПМР, в руках которого сконцентрирована вся полнота исполнительной власти. Поэтому выраженная Игорем Смирновым поддержка инициативам Лучинского реформировать Конституцию РМ и усилить исполнительную (прежде всего президентскую) власть в стране отнюдь не случайна. Эта мера могла бы сблизить формы правления в обеих частях Молдавии и способствовать более эффективному поиску компромисса в отношениях Кишинева и Тирасполя. В первую очередь, конечно, поиску взаимоприемлемого особого статуса Приднестровья.