ПРЕЗИДЕНТ Армении Роберт Кочарян выдвинул идею создания общей системы региональной безопасности на Южном Кавказе. Принимая прибывшего на днях в Ереван нового французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Жана Жака Гаярда, глава армянского государства заявил, что подобная система могла бы сыграть полезную роль для мирного урегулирования региональных конфликтов, решения проблем безопасности и создания в регионе атмосферы взаимного доверия. Роберт Кочарян, в частности, отметил полезность проведения параллельных переговоров по карабахскому урегулированию и по созданию общей системы региональной безопасности.
Несмотря на то что президент пока никак не конкретизировал выдвинутую им идею, и в частности предполагаемую им структуру подобной системы, можно с уверенностью отметить, что эта инициатива президента Кочаряна является логическим продолжением озвученной еще год назад в Лондоне министром иностранных дел Армении Варданом Осканяном идеи создания принципиально новой региональной организации, в которую бы входили Армения, Грузия, Азербайджан, а также Россия, Иран и Турция. Очевидно, что без прямого или косвенного участия последних никакая система безопасности в Большом Кавказском регионе не может считаться стабильной и действенной. Не последнюю роль в существовании этой гипотетической системы должны будут играть и Соединенные Штаты, проявляющие, кстати, все большую благосклонность в отношении Армении. Подтверждением этого стал очередной раунд армяно-американских переговоров, проходивших 10 ноября.
По завершении состоявшейся в тот же день в Осло встречи с действующим председателем ОБСЕ Кнутом Воллебэком глава армянского МИДа Вардан Осканян отбыл в Вашингтон, где был принят первым заместителем госсекретаря США Строубом Тэлботтом. Последнего американская пресса уже нарекла "вашингтонским куратором Армении". Дипломаты, в частности, обсудили перспективы мирного урегулирования нагорнокарабахского конфликта, акцентируя при этом важность таких аспектов этой проблематики, как внутриполитическая ситуация в Армении, Азербайджане и Нагорном Карабахе и развитие регионального сотрудничества в торгово-экономической сфере. По официальной информации Вашингтона и Еревана, в ходе встречи Тэлботт вновь выразил руководству Армении полную поддержку США, о чем в последнее время не раз заявляли президент Билл Клинтон и госсекретарь Мадлен Олбрайт. Примечательно, что благосклонность Вашингтона в отношении Еревана выражается не только на декларативно-политическом уровне, но и в реальной финансовой сфере.
Президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон и исполнительный вице-президент МВФ Шигемицу Сузисаки пообещали армянскому министру "оказание всяческого содействия Еревану". Несколькими же днями раньше американские конгрессмены проголосовали за увеличение размера финансовой помощи для Армении в 2000 году до уровня "не ниже 87,5 млн. долларов", тогда как общий объем американской финансовой помощи странам СНГ был ощутимо сокращен. Примечательно, что конгресс решил оставить в силе небезызвестную статью 907 Акта в поддержку свободы. Этот законодательный акт запрещает предоставление прямой американской помощи правительству Азербайджана, ввиду осуществляемой официальным Баку противоправной блокады Армении и Нагорного Карабаха. Важную роль в принятии этих решений сыграло достаточно сильное в Соединенных Штатах армянское лобби. Важную, но никак не ключевую.
Установив свое геополитическое доминирование над Грузией и Азербайджаном, США все-таки не смогли добиться полной реализации своих стратегических планов на Южном Кавказе. Причина прежде всего в Армении, находящейся в тесном военно-оборонном сотрудничестве с Россией и не собирающейся от него отказаться. Однако отказаться от имеющей жизненно важное значение для своей экономики американской финансовой поддержки Армения также не может себе позволить. Не в состоянии Ереван выдержать и роль аутсайдера намеченных региональных экономических программ, которую ей придется играть в случае ухудшения отношений с Соединенными Штатами. Именно поэтому сегодня Еревану приходится находиться в процессе перманентного лавирования, проводить максимально гибкий и сбалансированный внешнеполитический курс. Долгосрочного успеха подобной политики можно добиться только при условии уменьшения геополитического антагонизма на Южном Кавказе, реализации идеи о создании общей системы региональной безопасности.
Очевидно, что нынешние геополитические реалии не внушают каких-либо надежд на воплощение этого предложения президента Армении в жизнь. По крайней мере в обозримом будущем. А пока на всем Кавказе бесперебойно и четко действует "общая система региональной опасности".