СФОРМИРОВАННОЕ 7 месяцев назад правящим тогда правоцентристским альянсом "За демократию и реформы" (АДР) правительство Иона Стурзы 9 ноября было отправлено в отставку депутатами от партии коммунистов Молдавии, Христианско-демократического фронта и пропрезидентски настроенной группой независимых депутатов. Таков результат развернувшейся в Молдавии борьбы между двумя партиями власти, президентской командой и парламентским мажоритарным альянсом вкупе с правительством - последние перешли в оппозицию.
В уходящее правительство не бросает камни только ленивый. Не относя себя к их числу, заметим, что за отпущенный срок Ион Стурза и сотоварищи сумели, в частности, самортизировать первый вал крупных выплат по процентам за кредиты и не допустить в стране бензинового кризиса, разгоревшегося этим летом в регионе. Правда, успехи в макроэкономической организации, за которые кабинет весьма нахваливал Международный валютный фонд, не сопровождались серьезными новациями, направленными на развитие реального производственного сектора. Кроме того, правительство Стурзы совершило две характерные для правых в Молдавии ошибки: обострило отношения как с нетитульным населением, так и с Приднестровьем. По поводу дискриминационного правительственного проекта поправок к закону о рекламе выразил обеспокоенность и глава миссии ОБСЕ в РМ Вильям Хилл, заметив, что в заботах о государственном языке госруководители не должны преступать общепринятые нормы по правам человека. Отрицательные реакции, в том числе и среди правобережных управленцев-практиков, вызвал и конфликт Иона Стурзы с левобережными энергетиками, возместить потери от которого он намеревается за счет увеличения экспорта более дорогой румынской электроэнергии. Провалы в энергетическом комплексе и неподготовленность страны к зиме поставил в вину кабинету президент Петр Лучинский. Коммунисты же вообще обвинили его в некомпетентности и неспособности справиться с собственными обязанностями.
Впрочем, очевидно, что главная причина отставки политическая. Утратив с уходом ХДНФ "контрольный пакет" мандатов, правоцентристский альянс сохранял статус правящего, пока оставалось у руля созданное им правительство. И потому добиваться его отставки было вполне естественно для оппонентов в обострившейся межвластной борьбе. Происшедшие же накануне события, вроде вердикта Конституционного суда о том, что решение о проведении конституционного референдума по инициативе президента должно утверждаться парламентом; увольнение правительством директора департамента по борьбе с организованной преступностью Николая Алексея, креатуры Петра Лучинского, из органов полиции; а также прозвучавшие в московской передаче "Совершенно секретно" обвинения Алексея в коррумпированности руководства АДР, после которой спикер и премьер вопреки протоколу не приехали в аэропорт встречать президента по возвращении из Греции, еще более накалили страсти и ускорили развязку.
И что дальше? Замена кабинета, по словам депутата от ПКМ, возглавляющего парламентскую комиссию по госбезопасности, Вадима Мишина, не подразумевает досрочное переизбрание законодательного органа. Далее парламентариям, по согласованию с президентом, предстоит формировать новое коалиционное правительство профессионалов.
В том, что это удастся, усомнился представитель АДР, зампредседателя юридической комиссии парламента Анатолий Чобану. По его определению, созданный для решения конкретной цели - отставки кабинета Стурзы - союз двух крайностей (ПКМ и ХДНФ) представляется временным и в перспективе недееспособным. Но, естественно, в условиях надвигающейся зимы АДР желает вновь образованному парламентскому большинству поскорее образовать новое правительство, за которое сам, будучи в оппозиции, голосовать не намерен. В дальнейшей своей законотворческой деятельности представители правоцентристского альянса, конечно, постараются по мере возможности влиять на ситуацию. Что же касается инициативы Петра Лучинского о превращении РМ в президентскую республику, то пока окончательного проекта Конституционной комиссии нет.
Как пояснил "НГ" глава кабинета президента и главный его советник Михай Петраке, упомянутый проект будет вскоре доработан Конституционной комиссией и представлен законодателям. А далее парламентарии определят: вынести ли его на конституционный референдум (для такого решения достаточно простого большинства) или же утвердить самостоятельно специальным конституционным законом, на что потребуется две трети голосов. От прогнозов на тему - не получится ли так, что по завершении одного противостояния вскоре затем начнется другое, между новым парламентским большинством и президентурой, Михай Петраке воздержался. По его мнению, ответ на этот вопрос прояснится через какое-то время, скажем, месяцев через 6. А сейчас самое главное - быстро сформировать правительство, способное, в частности, незамедлительно заняться разрешением накопившихся к зиме проблем, а также налаживанием и развитием различных связей, в том числе и с международными структурами. В формируемое как правительство народного доверия войдут и представители ПКМ и ХДНФ, и, разумеется, новый премьер должен представляться вполне управляемым человеком для президента, подчеркнул Михай Петраке. Кандидата в премьеры, как ожидается, Петр Лучинский назовет в ближайшие дни.
Кишинев