0
1478
Газета СНГ Интернет-версия

11.11.1999 00:00:00

Украине ссориться с Россией невыгодно

Тэги: Украина, атомная энергетика


Президент ОАО "ТВЭЛ" Виталий Коновалов. СНГ.

- Виталий Федорович, на украинских АЭС сейчас могут эксплуатироваться 14 атомных энергоблоков. Кто поставляет топливо для этих атомных станций?

- Для всех АЭС Украины топливо изготавливается и поставляется из России.

- И какова сейчас ситуация с российскими поставками тепловыделяющих элементов (твэлов) на Украину?

- Надо заметить, что в силу целого ряда обстоятельств - в СССР, в частности, - атомные станции строились в первую очередь там, где органического топлива было недостаточно - получилось так, что самые современные ядерные реакторы ВВЭР-1000 были построены именно на Украине. Для обеспечения этих энергетических блоков топливом специально был построен Новосибирский завод химических концентратов, который и производит сегодня основную часть топлива для этих реакторов.

Тепловыделяющая сборка для реактора ВВЭР-1000 готовится к отправке на АЭС.
Фото пресс-службы ОАО "ТВЭЛ"

- Этот завод входит в ОАО "ТВЭЛ"?

- Да. Мы занимаемся производством всего ядерного топлива, которое поставляется на российские атомные станции, и не только на российские. Таким образом, мы обеспечиваем топливом 72 энергоблока, которые работают и за рубежом. Мало того, часть перегрузок топлива мы делаем и в реакторах, изготовленных немецкой фирмой "Сименс". Вообще, должен заметить, что атомная энергетика, производство топлива для АЭС - это одна из немногих отраслей экономики России, если не единственная, которая не только не потеряла свой рынок, но, наоборот, расширила его.

Что касается Украины, то блоки ВВЭР-1000, в частности, установлены на Запорожской, Ровенской, Хмельницкой, Южно-Украинской АЭС. Естественно, каждое вновь образовавшееся государство на территории бывшего СССР стремится достичь самостоятельности и автономности в энергообеспечении. Украина тоже хотела и хочет обладать энергетикой, которая была бы независима от других государств. Но отсутствие на Украине в достаточном количестве угля, газа и тем более ядерного топлива лишает страну таких возможностей. Значит, Украине, нужно было искать компромисс, и прежде всего во взаимоотношениях с Россией.

- Какие же были найдены варианты разрешения этой проблемы?

- Первый год после распада СССР Украина обеспечивала свою атомную энергетику за счет твэлов, остававшихся еще в запасе. Затем три года Россия поставляла Украине топливо для АЭС в счет оплаты вывозимых с территории Украины ядерных боеголовок. Понятно, что это было политическое решение между Россией, Украиной и США. Для нас, производителей ядерного топлива, такие встречные поставки совершенно невыгодны. Фактически мы получали обратно наш вчерашний труд. Учтите, еще ведь надо было разобрать ядерные боеприпасы, а извлеченные из них расщепляющиеся материалы превратить в топливо, то есть изготовить твэлы. А это сложнейшее инженерно-технологическое решение.

Естественно, электроэнергия из давальческого топлива имела чрезвычайно низкую себестоимость. Сэкономленные таким образом средства расползались по украинскому бюджету. На Украине за эти три года образовались свои финансовые каналы, по которым расходовались эти средства. Это не могло продолжаться неограниченно долго. Я неоднократно говорил на самом высоком уровне украинскому руководству, что этому придет конец. И мы предлагали разные варианты. Предлагали, в частности, вовлечь Украину в производство циркониевого концентрата с глубокой технологической переработкой. Все это сулило создание новых рабочих мест. Было принято много разных решений... Но результата, то есть восстановления на Украине части технологического цикла, так и не удалось достичь.

И вот в 1997 году оказалось, что Украина не готова платить "живыми" деньгами за поставляемое ей топливо. Встречные же поставки продукции, которую она могла предоставить в счет оплаты, из-за наличия цепочки посредников обходятся слишком дорого, оказалось, что дешевле можно было купить в России. В 1997 году ситуация стала критической. К тому времени доля АЭС в производстве электроэнергии на Украине достигла уже примерно 50 процентов. Естественно, атомная энергетика стала политическим рычагом в этих условиях. Были договоренности и между правительствами, и между президентами наших стран. Были обещания: мы рассчитаемся с Россией в будущем. Но в 1997 году, повторяю, фактически мы кредитовали Украину.

- Изменилась ли с тех пор динамика российско-украинских взаимоотношений в этой области?

- В прошлом году перед Украиной были поставлены четкие условия. Долю "живых" денег в общем объеме тех средств, которые Украина должна была платить за наши твэлы, мы установили в 35 процентов. Остальное можно оплачивать товарами. Кроме того, мы потребовали, чтобы Украина выбирала свою заявку на топливо. Дело в том, что, например, в 1998 году нам было заказано украинской стороной топлива на сумму 250 миллионов долларов. А отправили мы немногим более чем на 50 миллионов, потому что с украинской стороны не было оплаты. Естественно, весь шлейф долга ложится на наше предприятие-изготовитель. Это привело к тому, что ОАО "ТВЭЛ" чуть не стало банкротом, на нас повис долг перед поставщиком сырья.

В нынешнем году положение несколько улучшилось. На сегодняшний момент, а сейчас идет 4-й квартал, они выбрали почти на 90 миллионов долларов топлива из заказа в 210 миллионов. 35 процентов за эти поставки оплачено "живыми" деньгами. Но товар в покрытие остальной суммы в полном объеме все еще не поступил, и когда поступит, еще неизвестно.

Надеемся, что до конца года украинская сторона выберет 70-75 процентов заявленного на год топлива. Но на следующий год часть нынешнего заказа все равно перейдет. Для нас это, конечно, плохо.

- А что за товар идет по встречным поставкам с Украины?

- Встречные поставки идут и ураном, и металлом различного профиля, оборудованием для комплектации наших предприятий, приборами, циркониевым концентратом.

- Можно назвать величину общего долга Украины за поставленное ей ядерное топливо?

- Это очень трудно оценить. Идеально, конечно, было бы, если мы отправляем топливо и сразу же получаем за него оплату. Но у нас есть соглашение, по которому Украина 35 процентов платит до отгрузки твэлов, а потом 2-3 месяца идет товар - что это: долг или нет? Как хотите, так и считайте.

- Тем не менее, скажем, на начало 1999 года каков был долг за предыдущий год?

- Небольшой. Дело в том, что мы просто не отправляли топливо. Можно считать, что это - задержанный долг.

- В начале 1999 года был еще один громкий скандал, связанный с хранением радиоактивных отходов (РАО) украинских АЭС на Красноярском горно-химическом комбинате. Губернатор Красноярского края Александр Лебедь требовал повышения цены за хранение. Украинская сторона отказывалась. Этот вопрос урегулирован сейчас?

- Речь идет об отработанном топливе, которое сейчас принимается Россией для хранения и последующей переработки. Это добавление очень важно. По мировым ценам этот процесс переработки РАО стоит от восьмисот до тысячи двухсот долларов за килограмм. А Россия для Украины, естественно, установила совсем другие цены. Но Красноярский горно-химический комбинат стал настаивать на повышении этой цены. И позиция краевой администрации по-человечески тоже понятна. Сейчас вопрос урегулирован: около 30 процентов Украина платит деньгами, 70 процентов - встречными поставками. Несколько подняты цены, но далеко не до 800 долларов. Остановились на некоей промежуточной величине.

- В 1995 году Украина решила вроде бы строить в Желтых Водах завод по производству топлива для своих АЭС. Даже был объявлен международный тендер. И до сих пор руководство Украины часто заявляет, что у страны есть собственные ресурсы для такого проекта - урановые месторождения, машиностроительная база, кадры...

- Мы возвращаемся к разговору о том, что каждая страна желает сегодня быть независимой в энергетике. Если задаться целью, затратить большие средства, создать науку, создать производство и т. д. - любая страна может этого достичь. Весь вопрос - какие для этого понадобятся финансовые ресурсы. Украина всегда тесно сотрудничала с Россией в области атомной энергетики. Но так угодно было распорядиться судьбе, что вся атомная наука осталась в России - все главные конструктора, все создатели ядерной энергетики. Украине все придется делать с чистого листа, с нуля.

На Украине нет дешевого урана. Способ добычи урана там - шахтный, самый дорогой. В отличие от того, что используется, например, в Казахстане, в России. Кроме того - это огромные деньги.

- Мы с вами разговариваем в перерыве между первым и вторым турами президентских выборов на Украине. В самой России разгорается предвыборная лихорадка. Ваша оценка как специалиста-практика: влияет ли эта ситуация на положение дел в вашей отрасли? Как эта карта разыгрывалась?

- Везде свои особенности. Я бы хотел переадресовать этот вопрос социологам и политологам.

- И все-таки: у Леонида Кучмы какова позиция по этому вопросу?

- Я считаю - нормальная позиция, совершенно разумная с экономической точки зрения. Сегодня Украине выгодно получать топливо для своих АЭС из России, тем более по ценам, о которых мы с вами говорили выше. Любой украинский президент, трезво оценивающий ситуацию, не будет никогда с Россией ссориться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1427
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1624
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1728
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4026

Другие новости