СЕГОДНЯ, когда до парламентских выборов в меджлис Туркмении остается ровно месяц, можно с уверенностью прогнозировать, что неожиданностей избирательная кампания не принесет, и законодательный орган страны вновь будет сформирован по профессиональному принципу.
Конечно, если оценивать предвыборную ситуацию с точки зрения, скажем, ОБСЕ, в Туркмении пока далеки от западных стандартов. Впрочем, лидер страны Сапармурат Ниязов никогда и не скрывал, что возглавляемое им государство развивает демократические процессы не по зарубежным лекалам, а исходит исключительно из традиций и менталитета народа. Последний же, по мнению Туркменбаши, не приемлет, например, голосования по партийным спискам, которое в условиях общества со своеобразной спецификой родоплеменных связей может превратиться в клановое противостояние. Чтобы не допустить этого, в Туркмении разработан и действует закон о выборах, предполагающий выдвижение кандидатов только по мажоритарным округам.
К подобной схеме, кстати, вполне могут прийти и в России, где сегодня на практике убедились во всех "прелестях" предвыборной борьбы псевдопартий и движений. Туркменские власти убеждены, что сформированный по смешанному принципу парламент окажется заложником интересов различных партий и неминуемо скатится к политической борьбе вместо выполнения своего главного предназначения - работы над законами. Следует заметить, что спор этот пока в республике остается чисто теоретическим, ведь до сих пор единственной зарегистрированной партией здесь остается Демократическая, созданная вместо бывшей Компартии и являющаяся по сути своей партией власти. Самое любопытное заключается в том, что никто в республике не препятствует созданию новых партий, но до сего времени особых инициатив в этом направлении и не наблюдалось. Причина, видимо, лежит на поверхности: слишком сильна в Туркмении власть, чтобы кому-то показалось реальным с помощью партийных телодвижений попытаться ее расшатать.
Любопытный парадокс наблюдается в пока еще не очень длительной по сроку парламентской практике Туркмении. Западные наблюдатели часто критикуют местную власть за то, что выборы проводятся с недостаточной степенью свободы и открытости. И в то же время эксперты с Запада, и прежде всего юристы, воздают должное степени профессионализма туркменского парламента, сумевшего за короткий период времени создать отвечающую международным стандартам законодательную базу для проведения реформ. Да и российские парламентарии, чья делегация побывала недавно в Ашхабаде, отметили работу своих туркменских коллег, заявив, в частности, что действующий в Туркмении закон о разделе продукции вполне мог бы быть принятым и в России.
Думается, вовсе не случайно сейчас, когда проходят собрания избирателей по выдвижению кандидатов в депутаты, звучит много знакомых фамилий. "От добра добра не ищут" - видимо, этот лозунг можно считать главным в период предвыборной кампании в Туркмении. В различных регионах республики уже сегодня выдвинуты кандидатуры Владимира Кадырова, Эрешкула Джумаева, Александра Гришина, возглавлявших ведущие комитеты меджлиса предыдущего созыва. Но на этот раз в отличие от декабря
1994 г. им предстоит доказать свое право занять парламентское кресло в борьбе с другими кандидатами.
Хотя во всех округах пройдут альтернативные выборы, "темных лошадок" в этой кампании, судя по всему, не будет: выдвигаются люди, уже сумевшие доказать свою состоятельность в различных сферах экономики, государственного управления, науки и культуры.
Ашхабад