ПРОШЕДШИЕ в конце минувшей недели российско-армянские переговоры на высшем уровне стали одним, но очень важным эпизодом разворачивающейся сейчас на всем Большом Кавказе геостратегической игры. Очевидно, что нарастающая конфронтация между США и Россией и усиление американского влияния на Кавказе, в том числе и в Армении, привели к переосмыслению и общей активизации кавказской политики России. Особую роль в этом вопросе играет чеченская проблема.
В открытую осуждая военную операцию России в Чечне, официальный Вашингтон сегодня поднимает вопрос возможного общерегионального воздействия на решение чеченской проблемы. Так, специальный советник госсекретаря США по линии бывших советских республик посол Стивен Сестанович заявил 4 ноября на заседании комитета Сената по международным отношениям, что "насилие в Чечне может выйти за рубежи России, стать угрозой для независимости и суверенитета Армении, Азербайджана и Грузии". Подчеркивая, что "США готовы оказать полное содействие Еревану, Баку и Тбилиси", Вашингтон не скрывает обеспокоенности судьбой имеющих стратегическое значение для США региональных проектов по транспортировке энергоресурсов через Закавказье. Очевидно, что реализация этих проектов приведет к вытеснению России из региона и общему изменению геополитической ситуации.
Примечательно, что 5 ноября в Москве проходили также переговоры с высокопоставленной делегацией Турецкой Республики, возглавляемой премьер-министром Турции Бюлентом Эджвевитом. Несмотря на заверения российской и турецкой сторон, стало очевидно, что добиться желаемых результатов от визита так и не удалось - не был подписан протокол по проекту "Голубая стрела". Этот проект имеет ключевое значение для России и способен составить серьезную конкуренцию американским планам в регионе. В случае его реализации по дну Черного моря из России в Турцию будет проложен трубопровод протяженностью 1200 км, способный транспортировать 16 миллиардов кубических метров газа в год.
Однако у этого проекта есть и серьезные противники. Это прежде всего Соединенные Штаты, Туркменистан и Азербайджан, выступающие за транспортировку в Турцию туркменского газа через азербайджанскую территорию (по дну Каспия). "Протокол по "Голубой стреле" будет подписан, и США не могут выступить против. Это внутреннее дело России и Турции", - заявил глава российского правительства Владимир Путин, комментируя итоги визита турецкой делегации в Москву. А мир их, несмотря на слова российского премьера, расценил как "выбор Анкары в пользу стратегического союзника - Вашингтона".
Как ни странно, в тот же день, 5 ноября, проблема "энергетического" противостояния между Москвой и Вашингтоном получила еще одно развитие. В Баку направилась делегация российского правительства во главе с первым вице-премьером Николаем Аксененко. На встрече предполагалось обсудить вопросы транзита азербайджанской нефти через территорию России и строительства нефтепровода в обход Чечни. Как заявил на пресс-конференции в Москве министр топлива и энергетики РФ Виктор Калюжный, Минтопэнерго России намерено "убедить азербайджанскую сторону не вкладывать средства в строительство нефтепровода Баку-Джейхан, а ориентироваться на "северный транзит".
Пока Россия "убеждала", в тот же самый день специальный советник президента США по Каспийскому бассейну и энергетическим ресурсам Джон Вульф заявил, что Соединенные Штаты настроены оптимистично относительно возможности окончательного подписания договора по строительству нефтепровода Азербайджан - Грузия - Турция на Стамбульском саммите ОБСЕ. "Оптимизм" США был подкреплен аналогичными заявлениями президентов Азербайджана и Турции. Фактически Москве вновь грозит роль аутсайдера. Однако┘
На днях турецкая пресса опубликовала интервью бывшего министра иностранных дел страны Илтера Туркмена. "Чем слабее Россия, тем осторожнее и предусмотрительнее должна стать политика Турции в ее отношении", - заявил экс-глава турецкого МИД. Очевидно, что предусмотрительность в отношениях с Россией не помешала бы и другим государствам, в частности, республикам Кавказско-Центральноазиатского региона. "Америка слишком далеко расположена, чтобы доминировать в этой части света, но слишком сильна, чтобы не быть вовлеченной в события на этом театре. Россия же чересчур слаба, чтобы восстановить имперское доминирование над регионом, но слишком близко расположена и слишком сильна, чтобы ею пренебрегать". Эти слова бывшего советника по национальной безопасности президента США Збигнева Бжезинского как нельзя более точно отражают соотношение сил и современную геополитическую реальность в Большом Кавказском регионе, неспроста называемом "Евразийскими Балканами".
Однозначно, что в таких сложных геостратегических играх урегулирование имеющихся в регионе конфликтов, и в первую очередь карабахского противостояния, и установление мира и стабильности на Кавказе в целом невозможны без желания на то Москвы.