ПРЕДПРАЗДНИЧНАЯ миссия первого вице-премьера Николая Аксененко и министра топлива и энергетики Виктора Калюжного в Азербайджане, в ходе которой предполагалось разубедить Баку в целесообразности строительства нефтепровода на турецкий Джейхан, похоже, закончилась политическим провалом московской дипломатии. Вчера, подводя итоги встречи с послом США Стенли Эскудеро, президент Азербайджана Гейдар Алиев заявил, что документ о строительстве основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан будет подписан в скором времени в Стамбуле, вероятно, в ходе саммита ОБСЕ, который намечен на 18-19 ноября. Пакет основных документов на днях был парафирован Азербайджаном и Турцией.
Подобный результат вызвал легкий шок в российских нефтяных кругах. Дело в том, что до сих пор южный маршрут транспортировки считался мифом - он слишком дорог с экономической точки зрения. Как заявил корреспонденту "НГ" пресс-секретарь компании "БиПи-Амоко" Ховард Чейз, проект Баку-Джейхан будет рентабельным лишь при транзите свыше 1 млн. баррелей сырья в день. Сейчас суточный объем экспорта достигает лишь 115 тыс. баррелей.
Ховард Чейз не конкретизировал планы компании относительно инвестиций в южный маршрут, если данное условие не будет соблюдено. Однако это далеко не единственное препятствие на пути южного варианта. По мнению источников "НГ" в МИДе, при существующей сегодня юридической неопределенности в статусе Каспия западные компании не будут финансировать строительство трубы на Джейхан.
Российские нефтяники полагают, что гораздо проще было бы транспортировать "большую нефть" Азербайджана по уже существующим маршрутам. Не случайно Россия 19 октября начала строительство обходной ветки через Дагестан, призванной обеспечить стабильность отечественного транзита. Однако проблема заключается в том, что при сохранении нынешних объемов транзита азербайджанской нефти по территории России окупаемость обходной ветки вокруг Чечни может растянуться до 10 лет. И лишь дополнительные объемы прокачки нефти по нашей территории могли бы сократить срок его окупаемости до приемлемого уровня.
Ситуация осложняется еще и тем, что строительство обходной ветки вокруг Чечни может негативно сказаться на повышении транзитных тарифов по северному маршруту. Если сейчас, по предварительным расчетам, тариф на прокачку одной тонны нефти по южной ветке составит 13-18 долл., а в новороссийском направлении - всего 7, то при строительстве дагестанского участка российский транзит может подорожать.
Решение Азербайджана дало экспертам повод говорить о несогласованности позиций внутри российского правительства. Дело в том, что в ходе визита в Баку Николай Аксененко не был уполномочен решать вопрос об отмене введенного на прошлой неделе визового режима между Россией и Азербайджаном. Москва сама лишила себя шанса направить переговоры в нужное для себя русло.