ВРЯД ЛИ найдется много людей в России и Белоруссии, кто был бы против объединения двух наших государств. Военно-политические и экономические преимущества союза не вызывают сомнений. В проекте договора о создании Союзного государства подробно расписаны его цели и принципы, освещены вопросы гражданства, компетенции, принципы формирования единого экономического пространства, бюджета и других вопросов.
В частности, к исключительному ведению Союзного государства относятся: создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка. обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов; единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика, единые правила конкуренции и защиты прав потребителей, объединенные транспортная и энергетическая системы, системы связи и телекоммуникаций: разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств-участников; единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений; единое законодательство об иностранных инвестициях; разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства; управление собственностью Союзного государства; международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства; функционирование региональной группировки войск; пограничная политика Союзного государства; стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, методическая система и исчисление времени, геодезия и картография; статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных; установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности: сформирование органов Союзного государства.
Как видим, в компетенцию российско-белорусского государства входят очень серьезные вопросы. Естественно, возникает вопрос: а кто же будет обладать соответствующими полномочиями по реализации указанной компетенции. Не получится ли так, как это сегодня имеет место в Российской Федерации, когда одни органы наделены сверхполномочиями и не всегда умеют ими распорядиться, а другие, наоборот, имеют настолько малые полномочия, что они скорее являются декоративными. Результатом такого устройства государственных органов в России является волюнтаризм в принятии государственных решений, приведших экономику страны к плачевному результату. Поэтому очень важно, оценивая проект договора о создании Союзного государства, отметить и содержащиеся в нем предложения по устройству его органов государственной власти.
Этому вопросу в проекте договора посвящен раздел пятый, который так и называется "Органы Союзного государства". К таким органам проект относит Высший Государственный Совет. Парламент Союзного государства. Совет Министров. Суд Союзного государства и Счетную палату. Высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет, в состав которого входят всего шесть человек: главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. Не входят в состав Высшего Государственного Совета, но участвуют в его заседаниях Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.
Высший Государственный Совет решает важнейшие вопросы развития Союзного государства; образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера, утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства: утверждает международные договоры союзного государства, одобренные Парламентом; утверждает государственную символику Союзного государства: определяет местопребывание органов Союзного государства; заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров о реализации принятых решений. Высший Государственный Совет выполняет и иные функции, отнесенные к его ведению настоящим Договором либо переданные на его рассмотрение государствами-участниками.
Как видим, Высший Государственный Совет наделяется широчайшими полномочиями. Каков же предлагаемый порядок принятия решений по столь важным для судеб населяющих наши страны народов? Об этом говорится в статье 36 проекта договора:
"1. Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия государств-участников. Акт не является принятым, если одно из государств-участников высказалось против его принятия". Вроде бы здесь заложена серьезная преграда на пути совершения невольных ошибок при принятии важных решений - целое государство стоит на их пути. Посмотрим далее: "2. Голосование на заседаниях Высшего Государственного Совета от имени государства-участника осуществляет глава государства либо лицо, им уполномоченное". То есть в принципе все решения принимают два президента, на сегодняшний день это Борис Ельцин и Александр Лукашенко. Посмотрим еще раз на вопросы, входящие в круг полномочий Высшего Государственного Совета и перечисленные в статье 34 проекта договора. Как было показано выше, он решает важнейшие вопросы развития Союзного государства. Не захватывает ли дух? По целому ряду вопросов в каждом из договаривающихся государств по существующему порядку исполнительная власть должна получить согласие представительной власти. В проекте же договора эта процедура либо отсутствует, либо перевернута с ног на голову, то есть вначале должен высказаться Парламент, но окончательное решение будут принимать все те же два президента. В частности, Высший Государственный Совет (то есть два президента) образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, утверждает бюджет Союзного государства, утверждает международные договоры Союзного государства, утверждает государственную символику Союзного государства, заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров.
Очень любопытны полномочия Председателя Высшего Государственного Совета, как они изложены в статье 35 проекта договора. Он, в частности, организует работу Высшего Государственного Совета, председательствует на его заседаниях и подписывает принятые Высшим Государственным Советом акты, а также законы Союзного государства; обращается к Парламенту с ежегодными посланиями о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития, по поручению Высшего Государственного Совета (то есть когда один президент поручил другому) ведет международные переговоры, подписывает от имени Союзного государства и в пределах полномочий, предоставленных ему Высшим Государственным Советом (то есть вторым президентом), международные договоры, представляет Союзное государство в отношениях с иностранными государствами и международными организациями, организует контроль за ходом реализации Договора и принимаемых Высшим Государственным Советом решений, в пределах своих полномочий дает поручения Совету Министров Союзного государства; по поручению Высшего Государственного Совета (то есть по поручению двух президентов одному из них) выполняет иные функции.
Не знаю, как там в Белоруссии, но у нас-то уж точно у президента Российской Федерации круг полномочий гораздо уже.
Но, как мне кажется, вся прелесть проекта договора заключается в пункте 1 статьи 35: "Председателем Высшего Государственного Совета на основе ротации является один из глав государств-участников, если государства-участники (то есть все те же два президента) не договорились об ином". А чего мельчить! Договорятся, например, что во главе Союзного государства будет Борис Николаевич сроком на пять лет независимо от того, кто будет избран следующим президентом России. Решение-то можно изменить лишь при условии, что два президента будут едины во мнении. И хотя новый президент России, может быть, и захотел бы изменить принятое еще до его избрания решение, да, понимаешь. старый президент Белоруссии, к примеру, будет против. Договор дороже денег.