ВСЕ ПРИЗНАКИ экономического кризиса в Казахстане налицо: растут внешние и внутренние долги, увеличивается отрицательное внешнеторговое сальдо, девальвируется национальная валюта, растет число обанкротившихся крупных предприятий, а соответственно и безработных, и т.д. В ежегодном обзоре экономики республики, подготовленном экспертами Международного валютного фонда (МВФ), говорится, что Казахстан предпринимает недостаточные меры для преодоления экономических проблем. Поэтому эксперты МВФ полагают, что республика сможет получить кредиты Фонда в рамках программы расширенного финансирования лишь после принятия ряда шагов, в частности сокращения расходов и снятия ограничений на импорт.
Но Астана не в состоянии выполнить эти рекомендации экспертов МВФ по той простой причине, что, во-первых, в некоторых их советах содержится открытое противоречие, а во-вторых, крайне трудно улучшить собираемость налогов, так как многие предприятия республики находятся чуть ли не на грани банкротства и не могут своевременно и в полном объеме платить налоги. А если все-таки правительство Казахстана последует совету МВФ усилить налоговое давление на крупные предприятия, то они просто окажутся в состоянии банкротства.
Сегодня казахстанские товаропроизводители сами нуждаются в государственной поддержке, и дополнительная налоговая нагрузка и штрафы приведут лишь к остановке производственного процесса. Главным противоречием в советах МВФ является то, что эксперты Фонда одновременно требуют и сокращения бюджетных расходов, и увеличения финансирования социальных программ, а также своевременной выплаты зарплат и пенсий. При этом МВФ еще требует снизить уровень инфляции. Согласитесь, даже простому обывателю, не разбирающемуся в экономических проблемах, понятно, что невозможно выполнить все эти требования одновременно. Значит, Казахстан в скором времени не получит очередной транш кредита МВФ. Поэтому Астане для преодоления экономических проблем придется рассчитывать только на свои силы и возможности.
Заместитель председателя Торгово-промышленной палаты (ТПП) Казахстана Иван Доцук считает, что причиной нынешнего критического положения республики являются серьезные недостатки и просчеты правительства в практической реализации экономических программ. В доказательство этого он привел решение правительства о запрете импорта из России продовольствия с целью стимулирования работы отечественных товаропроизводителей. ТПП Казахстана, отметил г-н Доцук, выступила против этих мер, считая, что они будут неэффективными. "И хотя решение было вскоре отменено, оно нанесло экономике республики существенный вред", - подчеркнул он. По словам Ивана Доцука, в последнее время между государствами СНГ, Балтии, Центральной и Восточной Европы ослабевают интеграционные связи. Так, в первом полугодии текущего года доля этих стран во внешнеторговом обороте Казахстана составила 33% против 49% в прошлом году. В 1996 г. на долю вышеуказанных стран во внешнеторговом обороте Казахстана приходилось 65%.
На днях с подобным же заявлением выступил и премьер-министр Казахстана Касымжомарт Токаев. По его словам, общее снижение товарооборота между странами Таможенного союза (ТС) "вызывает беспокойство". В частности, отметил он, отмечается снижение товарооборота Казахстана с Россией - основным торговым партнером республики.
В итоге, по данным агентства Казахстана по статистике, внешнеторговый оборот республики в январе-июле нынешнего года снизился на 33% по сравнению с тем же периодом 1998 г. и составил 5 млрд. 580 млн. долл. При этом товарооборот со странами дальнего зарубежья составил 3,5 млрд. долл. и снизился на 19%, со странами СНГ - 2,078 млрд. долл. и уменьшился на 48%.
В то же время стремительно растет как внешний, так и внутренний долг республики. Государственный долг Казахстана за январь-июнь нынешнего года вырос на 47,8% и составил 425,1 млрд. тенге (3,015 млрд. долл. по текущему курсу). По данным статистики, внешний долг в общем объеме госдолга составляет 76% (323,2 млрд. тенге), из которых 22,3% приходится на еврооблигации. В структуре же внутреннего долга Казахстана, который на 1 июля превысил 101,9 млрд. тенге, 33,8% занимают государственные специальные казначейские обязательства и 31,3% - специальные валютные гособлигации.
Между тем Республиканское государственное предприятие (РГП) "Казахстан темир жолы" приняло решение о повышении с 1 ноября в Казахстане стоимости как пассажирских билетов и провоза багажа, так и грузовых перевозок. Начиная с 1 ноября возможно ежемесячное повышение железнодорожных тарифов с учетом падения курса тенге. Казахстанские железнодорожники свое решение объяснили тем, что в настоящее время дальнейшее сдерживание тарифов "не дает РГП "Казахстан темир жолы" возможности содержать в надлежащем виде основные средства, производить капитальный ремонт технических средств", что, по их мнению, "влияет на безопасность движения поездов".
Возможно, повышение тарифов улучшит положение казахстанских железнодорожников, но оно больно ударит по местным товаропроизводителям. Практически все крупные предприятия Казахстана взаимосвязаны между собой и регулярно пользуются железнодорожным сообщением. Это означает, что с повышением тарифов увеличится и себестоимость производимых товаров. Особенно усугубится положение экспортеров, основных крупных пользователей железнодорожной сети. Все это чревато не только ослаблением интеграционных процессов в рамках Таможенного союза, членом которого является Казахстан, но и внутри самой республики.