Корейские автомобили узбекской сборки - не редкость в Москве. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
УЗБЕКСКАЯ ассоциация предприятий автомобилестроения "Узавтосаноат" приняла решение о создании лизинговой компании для реализации автомобилей узбекско-турецкого совместного предприятия "СамКочавто". По словам председателя правления "Узавтосаноат" Кудрата Парпиева, лизинговая компания до конца ноября будет зарегистрирована в Узбекистане. Учредителями лизинговой компании, уставный фонд которой составит 10 млн. долл., выступают ассоциация "Узавтосаноат", СП "СамКочавто", коммерческий Асака-банк и Koc Leasing - дочерняя компания турецкого автомобильного гиганта Koc Holding. Предполагается, что поставка автомобилей на условиях лизинга будет осуществляться как на внутренний рынок Узбекистана, так и на экспорт. Председатель правления ассоциации "Узавтосаноат" сообщил, что "СамКочавто" уже приступило к формированию дилерской сети как в Узбекистане, так и за рубежом.
СП "СамКочавто" было создано в 1996 г. в Самарканде ассоциацией "Узавтосаноат" и турецкой Koc Holding на равных условиях - 50% на 50% - для производства малотоннажных грузовиков и автобусов. Проектная мощность предприятия при односменном режиме работы составляет четыре тысячи машин в год, в том числе три тысячи автобусов и одну тысячу грузовиков. В марте этого года состоялось торжественное открытие завода "СамКочавто", в котором участвовали президенты Узбекистана и Турции Ислам Каримов и Сулейман Демирель. С апреля по сентябрь текущего года было произведено 294 грузовика и 140 автобусов. Все они реализованы на внутреннем рынке республики. По словам Кудрата Парпиева, в 2000 г. СП "СамКочавто" планирует выпустить три тысячи автомашин, из них 2500 автобусов. Предполагается, что около 300 автобусов будет отгружено на экспорт.
Узбекистан уже четвертый год успешно экспортирует в страны СНГ собственные автомобили. С 1996 г. узбекско-корейское совместное предприятие "УзДэуавто" выпускает автомобили марки Nexia, Tico и Damas. СП было образовано на паритетных началах южнокорейской Daewoo и "Узавтосаноат" в г. Асака Андижанской области Узбекистана. Начатое в 1995 г. строительство автозавода в Асаке на базе бывшего завода тракторных прицепов было завершено в июне 1996 г. Общая стоимость проекта составила 658 млн. долл. Проектная мощность "УзДэуавто" составляет 250 тыс. автомобилей в год.
Рабочие - в большинстве бывшие хлопкоробы, которые прошли обучение в Корее и получили новые специальности. Корейцев на заводе практически уже не осталось, и производственным процессом полностью занимаются узбекские менеджеры.
Автомобильные заводы в Узбекистане пользуются налоговыми льготами. Предприятия "УзДэуавто" и "СамКочавто" распоряжением правительства Узбекистана освобождены от уплаты НДС при экспорте своей продукции в страны СНГ. Кроме того, этим предприятиям предоставлены и другие налоговые льготы сроком на пять лет с момента начала производства автомобилей.
В настоящее время узбекские автомобили поставляются практически во все страны СНГ. Среди потребителей узбекских машин лидируют Россия, Белоруссия и Киргизия. Генеральный директор "УзДэуавто" Шухрат Юсупов считает, что узбекским Nexia, Tico и Damas "хватит места" на российском авторынке. По мнению экспертов, годовая емкость российского автомобильного рынка к 2000 г. достигнет 2 млн. автомобилей в год. В то же время производственные мощности автомобильной промышленности России к 2000 г. в лучшем случае составят не более 1 млн. автомобилей в год. Таким образом, считает Юсупов, при необходимом импорте в 1 млн. автомобилей 20-30 тыс. узбекских автомашин не составят какой-либо угрозы для российских производителей.
В год на российский авторынок поступает более 10 тыс. Nexia, Tico и Damas, производимых на андижанском заводе, и узбекские автомобили уверенно занимают первое место среди иномарок, поступающих в Россию. Андижанские авто ничем не уступают по своим ходовым качествам автомобилям, производимым в бывших советских республиках, а по комфортности салона даже их превосходят. Уже сегодня Nexia комплектуется двигателем с электронным впрыском. Как известно, в Ростове-на-Дону корейская компания "Дэу" совместно с российскими специалистами также собирает легковые автомобили. Но машины узбекской сборки оказались более экономичными - на 100 км они расходуют 4,5 л бензина, в то время как ростовские "Дэу" - 5,5 л.