ВОТ УЖЕ три года никак не может найти своего разрешения сложная проблема, связанная с энергетикой России и Казахстана. Помимо чисто экономических вопросов, здесь оказалась замешана большая политика.
"НГ" уже неоднократно писала о том трудном положении, в которое периодически попадает по вине политиков российское угледобывающее предприятие ЗАО "Энергоуголь", которому принадлежит разрез "Северный" в Экибастузском угольном бассейне. Вместе с ним в трудное положение попадают и энергетики нескольких российских областей, в которые "Энергоуголь" поставляет топливо для электростанций. Так как российские энергетики не имеют возможности расплачиваться с разрезом живыми деньгами, то "Энергоуголь", в свою очередь, задолжал казахстанской железной дороге, таможенным и местным органам 41,4 млн. долл. Однако и сам Казахстан задолжал РАО "ЕС России", дочерним предприятием которого является "Энергоуголь", 249 млн. долл. Еще 59,4 млн. задолжали казахстанские региональные сетевые компании и другие частные структуры, потребляющие российскую электроэнергию. То есть фактически Казахстан задолжал за ту же электроэнергию, которую вырабатывают российские энергетики на экибастузском угле. Казалось бы, списание долгов друг другу в этом случае - простая процедура, которая выглядит естественной и необходимой. Но здесь в дело вмешались другие факторы.
Если просто зачесть долги друг другу, то окажется, что Казахстан является должником России. Такая перспектива казахстанские власти никак не устраивала. Более того, руководство республики умудрилось извлечь из этого выгоду как морального, так и материального свойства. Во-первых, российская компания вынуждена постоянно упрашивать и таможню, и железную дорогу не перекрывать ей кислород окончательно и позволить все-таки работать; последние после некоторого многозначительного раздумья, приносящего ощутимые убытки предприятию, милостиво соглашаются. Во-вторых, из-за различных бюрократических проволочек местных чиновников, связанных с простым недооформлением документов (проволочек, которые при характерном менталитете казахстанских руководителей едва ли можно назвать случайными), за три года "Энергоуголь" потерпел убытки, выплатив казахстанской стороне в бюджет порядка 35-40 млн. долл.
Получив в собственность разрез "Северный" в 1996 г., ЗАО "Энергоуголь" до сих пор так и не смогло получить полагающуюся в таких случаях лицензию на недропользование, без которой его деятельность в республике ведется на полулегальной основе. Иначе говоря, пока Казахстан терпит, что предприятие работает, - оно может добывать уголь. Как только политическая конъюнктура переменится, работу можно приостановить на совершенно законных основаниях. А затем при желании и вернуть разрез в собственность республики.
Предлогом для того чтобы не выдавать лицензию, явились спорные участки на стыке разрезов "Северный" и "Богатырь" (последним владеет американская компания "Аксесс Индастриз"). Путем сложных переговоров с американцами компромисс был найден. "Энергоуголь" согласился уступить спорный участок с условием, что казахстанская сторона выплатит компенсацию, так как в первоначальном контракте этот богатый углем участок входил в стоимость. Казахстан не соглашается, но и не отвергает эти условия. И не выдает лицензию.
Кроме того, "Энергоуглю" до сих пор не переданы в собственность согласно условию контракта две железнодорожные станции - Ударная и Трудовая, на которых формируются составы с углем. Только за их использование предприятие платит казахстанской железной дороге 1 млн. долл. в месяц. Несложный подсчет показывает, что можно было сэкономить за это время 36 млн. долл.
За это время состоялось уже три заседания межгосударственной правительственной комиссии, где на уровне премьер-министров решались все эти вопросы. Результат пока нулевой. Вскоре состоится четвертое заседание, на котором российская сторона намерена представить план взаимной ликвидации долгов, так называемый нулевой вариант. Суть его состоит в том, что на базе имущественного комплекса "Экибастузская ГРЭС-2" и ВЛ-500 создается акционерное общество, в котором контрольным пакетом акций владела бы российская сторона. При этом взаимно списывались бы долги разреза "Северный" в размере 41,4 млн. долл. и казахстанских субъектов хозяйствования перед РАО "ЕС России" в размере 308,4 млн. долл. Предложение ушло премьер-министру Казахстана, и, по предварительным данным, казахстанская сторона согласна. Правда, как это обернется на практике с таким непредсказуемым партнером, прогнозировать никто не берется.