ПО ИНФОРМАЦИИ, имеющейся в распоряжении "НГ", в документе об урегулировании вокруг Нагорного Карабаха, основные положения которого сейчас согласовываются Строубом Тэлботтом в Баку, Ереване, Москве и Париже, содержится по крайней мере одно принципиальное отличие от предыдущих. А именно, вроде бы и Гейдар Алиев, и Роберт Кочарян согласились с тем, чтобы в рабочем варианте соглашения присутствовала компромиссная формулировка. Как известно, ранее азербайджанская сторона настаивала на первичности вывода армянских войск с оккупированных в 1994 году территорий Азербайджана до того, как начнется обсуждение вопроса о статусе Нагорного Карабаха. Армянская же сторона, в свою очередь, отстаивала т.н. "пакетный" вариант, по которому оба вопроса обсуждались бы одновременно. Теперь, как представляется источникам "НГ", Тэлботт предлагает остановиться на варианте "пакетного" рассмотрения, т.е. формально принять точку зрения Еревана, но после его согласования первая часть, т.е. вывод войск, будет реализовываться раньше, чем будет решен вопрос статуса НКР. Также предлагается раздельная ратификация двух частей одного и того же соглашения.
Таким образом, с одной стороны, американский документ создает почву для ускорения процесса урегулирования за счет учета интересов двух основных участников конфликта - Армении и Азербайджана. С другой же стороны, сущность позиции армянского руководства учтена более формально, поскольку де-факто речь идет о первичности вывода армянских вооруженных формирований перед началом выполнения решения о статусе Карабаха.
Российская реакция пока, как нам известно, сдержанная и в основном сводится к тому, что план в принципе реален, но его следует претворять в жизнь исключительно в рамках Минского процесса, с учетом мнения всех его участников. Скорее всего, на Стамбульском саммите будет принято отдельное заявление по Нагорному Карабаху. Сам же переговорный процесс, по мнению источника в российских дипломатических кругах, в последние недели явно приобрел позитивную динамику.
При всем при том несомненно, что без учета мнения самого руководства непризнанной НКР документ, какой бы позитивный характер он ни носил для Вашингтона, Москвы, Парижа, Баку и Еревана, не сможет реализоваться.