ХЕРСОНСКИЙ НПЗ - типичное предприятие нового экономического пространства СНГ, деятельность которого самым непосредственным образом зависит не только от поставок нефти из России и Казахстана, но и от политической ситуации в этих странах.
Рост мировых цен на нефть привел к сокращению поставок российского сырья. В 1998 г. загрузка Херсонского НПЗ составила всего 17,1%. Причина явного нежелания российских нефтяных компаний повышать поставки на Украину объясняется недобросовестностью "незалежных" партнеров, часто задерживающих оплату за полученное сырье или не возвращающих положенные объемы переработанного по схеме толлинга сырья.
Интересы Казахстана заключаются в увеличении своей доли поставляемой на Украину нефти. Это в какой-то степени отвечает интересам Украины, создавая альтернативу российским поставкам. Но живыми деньгами, да еще по близким к мировым ценам Украина не может платить не только России, но и Казахстану. Между казахстанскими и украинскими компаниями широко используются различные схемы зачетов, бартера и т.п., которые сопровождаются неизбежным "откатом" множеству посредников и чиновников. Почему это выгодно Казахстану и невыгодно России, объясняется разным уровнем хозяйственных отношений государств. При всей ущербности российской рыночной экономики ее развитие все-таки на порядок выше, чем в Казахстане и Украине. А неслыханная даже по российским меркам коррумпированность казахстанского чиновничьего аппарата давно стала известным фактом. Достаточно вспомнить вопиющие факты лишения иностранных инвесторов их собственности в Казахстане вопреки всяким нормам как международного, так собственно казахстанского права. Одним из самых скандальных примеров таких действий стал открытый захват группой казахстанских бизнесменов во главе с Александром Машкевичем нескольких металлургических и энергетических предприятий. До настоящего времени западные компании продолжают отстаивать в международных судах свои права в процессах по Аксускому заводу ферросплавов, Ермаковской ГЭС, Павлодарскому алюминиевому заводу и другим предприятиям.
Отработав механизм захвата чужой собственности в металлургии, было решено внедрить его и в нефтяную сферу. Вот тут как раз и подвернулся несчастный Херсонский НПЗ (ОАО "Херсоннефтепереработка"). То, что счастья там давно нет, видно не только по гигантской кредиторской задолженности предприятия (59,396 млн. гривен на 1.04.99), простоям, но и по чехарде в его высшем руководстве.
31 августа 1999 г. собрание акционеров НПЗ отстранило прежнего гендиректора завода Сомикова от должности "за ненадлежащее выполнение своих обязанностей". Заметим, что основным собственником завода является украинское государство, которому принадлежит 56,01% акций НПЗ.
Новый директор - Сергей Наследников представлял интересы компании "Укрнефтепродукт", выигравшей в конце июля конкурс на управление госпакетом акций завода. Наследников при поддержке "Укрнефтепродукта" попытался изменить негативные тенденции развития завода, стал налаживать сотрудничество с крупными российскими поставщиками нефти ("ЛУКОЙЛ", "Татнефть", "ЮКОС").
Но в этот момент появился уже упомянутый г-н Машкевич с компаньонами в лице Зия Бажаева и Фатаха Шадиева.
Зия Бажаев известен как президент ОАО "Группа "Альянс", управлявшего ранее НК "СИДАНКО". Свою карьеру он начинал на биохимическом производстве в Краснодаре и Грозном, затем стал торговать нефтью. Во время чеченской войны возглавлял "Южную нефтяную компанию".
Напомним, что Бажаев и его группа "Альянс" в 1998 г. привели к банкротству одну из крупнейших российских нефтяных компаний "СИДАНКО". Отстранив Бажаева от управления "СИДАНКО", основной акционер компании - законопослушная British Petroleum посчитала неприемлемой как неформальную работу с местным криминалитетом, так и неформальное финансирование региональных чиновников. У Бажаева множество очень полезных друзей и просто знакомых, помогающих ему в бизнесе. В том числе и казахский предприниматель Нурлан Балгимбаев - ныне глава казахской государственной компании "Казахойл", а в прошлом - премьер-министр и министр нефтяной промышленности Казахстана. Балгимбаев - не просто партнер Бажаева, но еще и его близкий друг.
Фатах Шадиев - также весьма известный в предпринимательских кругах человек. Он вместе с Машкевичем долгое время тихо поддерживал диссидентство опального экс-премьер-министра Казахстана Акежана Кажегельдина. Хотя в то же самое время благоразумно проявлял лояльность и к президенту страны Нурсултану Назарбаеву. Кроме того, Машкевич с Шадиевым могут рассчитывать на поддержку украинских властей, прежде всего премьер-министра Валерия Пустовойтенко.
Такое удачное сочетание знакомств и интересов не могло не подвигнуть Машкевича, Шадиева, Балгимбаева и Бажаева на большое и нужное дело на нефтяном поприще. Ведь Херсонский завод очень привлекательное предприятие, его мощность позволяет перерабатывать более 7 млн. тонн нефти в год.
В сентябре указанная группа опытных предпринимателей отстранила "Укрнефтепродукт" от управления Херсонским заводом. Как это было проведено официально, до настоящего времени не раскрыто, ведь новых конкурсов на управление заводом не проводилось. По слухам, договор с "Укранефтепродуктом" был расторгнут с согласия премьер-министра Украины.
С приходом новых управленцев Херсонский завод был резко переориентирован с российских поставщиков на казахстанские. Самое непосредственное участие в решении будущего завода приняли высшие руководители Казахстана и Украины.
18 октября Валерий Пустовойтенко подтвердил факт передачи государственного пакета акций Херсонского НПЗ в управление Казахстану. В обмен Казахстан обязался ежегодно поставлять на завод 3 млн. тонн нефти. Очевидно, что вопрос транзитных квот с Россией при этом был решен в пользу Казахстана. Министр топлива и энергетики РФ Виктор Калюжный пока не откомментировал столь невыгодную для России уступчивость Казахстану, поэтому о тайных мотивах такого решения можно только догадываться.
Причина такого решительного разворота Украины на сотрудничество с Казахстаном заключается не только в умелом лоббировании Машкевичем и К╟ своих интересов, но и в том, что и в обоих государствах приближаются выборы. И Херсонский НПЗ, и его поставщик из Казахстана - "Казахойл" - это компании, контролируемые данными государствами, а точнее, вполне определенными чиновниками.
Нетрудно понять, что накануне выборов на Украине лучше поставить на завод более гибких управленцев, которые правильно понимают политические приоритеты текущего момента. И здесь важна не общая прибыль предприятия, а та часть, которая должна пойти на политические нужды. Это давно уяснила команда Машкевича. И поэтому будущее Херсонского НПЗ после перехода под контроль Машкевича-Бажаева-Балгимбаева-Шадиева незавидно.
Все перечисленные события были бы исключительно делом двухсторонних экономических отношений Украины и Казахстана, если бы не намечающееся отстранение российских компаний от сотрудничества с Херсонским заводом, создание казахстанским компаниям преимуществ при приватизации предприятия, а также вытеснение российской нефти с украинского рынка сырьем из Казахстана. Хорошо, если бы это пошло на пользу Херсонскому заводу, но опыт действий группы Машкевича в Казахстане говорит об обратном.