Леонид Козик. |
- ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ, известно, что руководство Республики Беларусь не сразу пошло на опубликование проекта Договора об объединении России и Белоруссии для всенародного его обсуждения. Чем это было вызвано и какова нынешняя позиция Минска по проекту в целом?
- По мнению руководства Республики Беларусь, предложенный российской стороной проект Договора о создании Союзного государства, который был опубликован в печати для всенародного обсуждения, радикально не отличается от ныне действующего Договора о Союзе Беларуси и России.
Еще в апреле нынешнего года во время встречи в Кремле с президентом Российской Федерации Борисом Ельциным Александр Лукашенко предлагал более радикальный вариант именно нового Договора, который предполагал, например, введение постов единого президента и вице-президента, формирование общего союзного правительства и парламента, то есть формирование государственно-политической надстройки Союзного государства с едиными органами власти. Кроме того, такое государство должно иметь единую валюту, бюджет, армию и другие атрибуты верховной власти. Всего этого в нынешнем варианте Союзного договора нет. Именно поэтому наш президент дал критическую оценку проекту Договора.
Вместе с тем Беларусь не отказывается подписывать этот Договор. Во время недавней встречи с общественностью Калининграда Александр Лукашенко подтвердил свою неизменную позицию, сказав, что в лице Беларуси Россия имеет верного и честного союзника. Однако Беларусь поставлена в такие рамки, что сейчас (я цитирую далее слова нашего лидера) "вопрос стоит так: или этот (Договор. - "НГ") принимать, или вообще ничего, но процесс должен идти".
Некоторые политические деятели в России считают, что не следует торопить создание союзного государства. Но ведь необходимо учитывать, что старшее поколение, которое было против развала великой державы, уходит из жизни. Молодежь уже не воспринимает так остро идею объединения. В связи с этим вряд ли можно оспорить позицию нашего президента, который считает, что потом труднее будет интегрироваться. Нельзя не учитывать и активизацию внешних сил, которые стремятся не допустить объединения наших государств.
- Чего ожидают в столице Белоруссии от нынешнего этапа российско-белорусской интеграции?
- Белорусское руководство реально оценивает ход интеграции двух государств. С конца прошлого года наметилась негативная тенденция, связанная со снижением взаимного товарооборота. По нашей оценке, причина заключается в том, что на сегодня не полностью выполнены все экономические соглашения, которые являются фундаментом политического договора. Для того чтобы процесс интеграции двух братских стран не затухал, а набирал новые обороты, необходимо совместное решение многих политических, экономических и юридических задач.
- Существует определенная закономерность: как только на политическом направлении двусторонних отношений происходит сбой, начинает активизироваться экономическое сотрудничество. Не с этим ли связан последний визит Александра Лукашенко в Калининградскую область?
- Хотелось бы опровергнуть тезис о некой зависимости экономического сотрудничества Беларуси и России от политических перипетий. Общие экономические интересы Российской Федерации и Республики Беларусь обусловлены сложившейся в течение многих десятилетий специализацией производства, системой производственно-экономических связей и сформировавшейся на этой основе взаимодополняемостью народнохозяйственных комплексов государств.
Осуществление в 1997-1998 годах комплекса мер по развитию экономической интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь позволило создать благоприятные условия для активизации взаимной торговли между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. И в этой связи надо отметить, что визиты белорусских правительственных делегаций в регионы Российской Федерации, встречи руководителей регионов Беларуси и России, предпринимателей и промышленников Беларуси и России осуществляются в плановом порядке и на постоянной основе. Так, в течение только 1998-1999 годов в Российскую Федерацию состоялось 13 таких визитов, в Республику Беларусь - 34.
Что касается в целом взаимодействия регионов Российской Федерации и Республики Беларусь, то его следует рассматривать сегодня как одно из основных направлений ускорения интеграции двух государств. Уже сегодня тысячи российских и сотни белорусских предприятий, по данным торгово-промышленных палат Беларуси и России, нуждаются во взаимных поставках продукции. Ныне на рынках Беларуси в рамках заключенных соглашений, договоров, протоколов осуществляют свою деятельность 60 субъектов Российской Федерации, а во взаимных поставках продукции участвуют предприятия 79 регионов России. За 1996-1998 годы российскими регионами подписано 115 договоров и соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с правительством, областями Республики Беларусь и около 40 - с министерствами и ведомствами Беларуси.
Обоюдное выполнение принятых обязательств в процессе межрегионального сотрудничества направлено на регулирование жизненно важных сфер двух стран на взаимовыгодной основе. Вместе с тем практика показывает, что возможности сотрудничества на региональном уровне используются далеко не полностью. Иными словами, поле деятельности для увеличения объемов товарооборота есть, нужны настойчивость и труд, и результат будет.
- Чем определяется сейчас отношение белорусского руководства к интеграционным процессам в СНГ? Имеется ли некое особое мнение Минска по будущему этой организации?
- Руководитель нашего государства в свое время выдвинул и обосновал идею разноскоростной интеграции в рамках СНГ. Сегодня это три главных направления сотрудничества. Самое тесное - Союз Беларуси и России, далее государства Таможенного союза - Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, и, наконец, Содружество Независимых Государств. Провозглашенные цели и идеи всех трех объединений совпадают, а реальное их наполнение совершенно разное. Наша позиция в этом вопросе - максимальное движение вперед по всем направлениям.
Пока Россия не будет иметь четкой объединяющей позиции по СНГ, будущее Содружества, по мнению белорусского руководства, будет оставаться неопределенным. И об этом свидетельствует недостаточно представительный уровень уполномоченных лиц государств, принимавших участие в заседании Экономического совета СНГ 9 сентября этого года в Москве.
Со своей стороны, хотел бы поддержать принципиальную и ясную позицию председателя правительства России Владимира Путина по вопросам взаимного сотрудничества государств СНГ во всех областях. Однако, по моему мнению, организационная структура Исполкома СНГ оставляет желать лучшего.
- В конце октября в Москве состоится очередное заседание руководителей стран Таможенного союза. Какие вопросы предполагается рассмотреть и какова точка зрения официальных властей Белоруссии на деятельность и перспективы этой организации?
- 25 октября 1999 года состоялось внеочередное заседание Интеграционного комитета, а 26 октября - Межгосударственного совета. На них рассмотрены меры по активизации работы по формированию Таможенного союза и по реализации принципа "страны назначения" при взимании и исчислении косвенных налогов во взаимной торговле между государствами-участниками Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.
Актуальный вопрос для государств - их вступление в ВТО. Россия и Беларусь вырабатывают единую позицию на переговорах с ВТО. Однако требования к условиям вступления в ВТО, предъявляемые к каждому отдельному государству Таможенного союза, противоречат условиям его функционирования и прозрачности границ между его участниками.
Принятое Советом глав правительств и одобренное Межгосударственным советом решение о единой позиции государств-участников Таможенного союза на переговорах по присоединению к ВТО не воплощено в жизнь. Тем самым государства не сумели построить систему защиты своих интересов, а следовательно, экономик. Тем не менее хочу подчеркнуть, что Республика Беларусь будет продолжать активно участвовать в деятельности Таможенного союза.