ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ российских истребителя МиГ-29 приземлились 22 октября в Ереване, тем самым завершив комплектование 426-й авиагруппы 102-й российской военной базы, дислоцированной на территории Армении. Прибывший по этому случаю в армянскую столицу командующий войсками ВВС и ПВО РФ генерал-полковник Анатолий Корнуков заявил, что российские истребители призваны охранять безоблачность армянского неба и направлены только против тех, кто "сунется сюда без приглашения". Таким образом, Ереван и Москва вновь подчеркнули важность и жизнеспособность армянско-российского военного сотрудничества.
Примечательно, что прибытие российских истребителей в Армению произошло в период визита высокопоставленной делегации госдепартамента Соединенных Штатов в государства Закавказья и общей активизации внешнеполитической деятельности официального Вашингтона в отношении Кавказского региона, в частности Армении.
Несложный фактологический анализ событий только последних десяти дней показывает, что в преддверии Стамбульского саммита ОБСЕ Армения стала играть активную роль как объекта, так и субъекта большой геополитической игры, проводимой Россией и США на Кавказе. Примечательно, что и Москва, и Вашингтон объявили Южной Кавказ зоной своих стратегических интересов и не намерены отказываться от любой возможности усиления своего влияния в этом регионе.
Для России это прежде всего означает сохранение и углубление военно-политического сотрудничества с Арменией, для США - ослабление российского и иранского влияния на Кавказе и воплощение в жизнь целого комплекса экономических программ по задействованию транспортно-энергетического коридора через государства Закавказья, чего невозможно добиться без урегулирования нагорно-карабахского конфликта и разблокирования армяно-турецкой границы. Именно поэтому эти два вопроса стали ключевыми направлениями состоявшихся на прошлой неделе в Ереване переговоров координатора госдепартамента США по отношениям с новыми независимыми государствами, советника госсекретаря Стивена Сестановича с высшим политическим руководством Армении. В Ереване Сестанович выдвинул идею открытия в армянской и турецкой столицах специальных информационных центров - "прототипов будущих посольств Армении в Анкаре и Турции в Ереване". Эти слова американского дипломата были подкреплены находящимся также в армянской столице руководителем Совета армяно-турецкого экономического сотрудничества Коханом Сояком. "Мы хотим, чтобы наши государства сотрудничали и двигались вместе к Западу", - заявил турецкий представитель. Вместе с тем американцы добились и фактически сенсационного заявления от Азербайджана. В Казахстане глава азербайджанского правительства Артур Раси-заде заявил о возможности прокладки нефтепровода по транспортировке каспийской нефти через территорию Армении. Скорее всего имелся в виду экономически рентабельный и выгодный для Турции и США маршрут Баку - Армения - Джейхан (Турция).
Предложения - более чем лестные, цена - не совсем неизвестная. Ясно одно: в сложившейся ситуации Еревану придется играть в максимально осторожную игру. Армения должна суметь заполучить максимум выгоды от проводимой Соединенными Штатами внешнеполитической линии на Кавказе, не навредив при этом стратегическому и, в частности, военно-оборонному партнерству с Россией. Это, безусловно, прекрасно осознает нынешнее армянское руководство. Так, принимая Сестановича в Ереване, Армения в лице спикера своего парламента делает в Москве ряд важнейших пророссийских заявлений, всецело поддерживает проводимую Москвой политику на Кавказе. А обсуждая с советником Олбрайт возможность установления военного сотрудничества между Вашингтоном и Ереваном, Армения принимает у себя еще четыре российских истребителя, тем самым всецело задействуя огромный потенциал умелого осуществления сбалансированной внешней политики. У маленькой Армении нет другой альтернативы участия в большой игре мировых гигантов.