С текущей недели ворота КПП Псоу открыты шире, чем прежде. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
РЕАЛИЗАЦИЯ подписанного 9 сентября Владимиром Путиным документа о признании утратившим силу постановления правительства от 19 декабря 1994 г. оказалась затруднена из-за возобновления боевых действий в Чечне. С 21 сентября по 1 октября возрастной ценз при переходе границы был снят, но 2 октября ограничения пропускного режима вновь были введены. В начале этой недели на границу выехал начальник Международно-договорного департамента ФПС РФ Александр Манилов. Вчера же "НГ" сообщили в ФПС РФ, что сейчас на пункте пропуска Веселое-автодорожный сняты возрастные ограничения на пересечение границы гражданами Грузии и России, а задержка с исполнением путинского постановления была связана с техническими проблемами обустройства границы. Еще в четверг на заседании комитета Госдумы по геополитике, куда были приглашены представители ФПС, ФСБ, Минобороны, Минтранспорта, речь шла о том, что решение правительства не выполняется, поскольку мост через Псоу находится в аварийном состоянии, граница не оборудована, а денег на ее обустройство не выделяется. Но есть и политический подтекст в промедлении с выполнением решения правительства. Представитель ФСБ заявил, что располагает оперативными данными о том, что чеченские боевики в случае отступления рассматривают Абхазию как запасную базу.
Тем не менее окончательно вопрос о порядке пропуска через КПП Псоу на абхазском участке российско-грузинской границы, судя по всему, еще не решен. Тбилиси продолжает настаивать на том, чтобы режим, ограничивающий пересечение границы пассажирским, грузовым, железнодорожным и автомобильным транспортом, а также мужчинами от 16 до 65 лет, продолжал действовать. Как следует из заявления МИД Грузии, поступившего в "НГ", 15 октября на консультациях погранведомств РФ и Грузии представители последней придерживалась того, что "решение об открытии границы для пересечения может быть принято лишь на основе взаимной договоренности с сопредельным государством". Этот вопрос должен быть решен на основе российско-грузинского соглашения от 1993 г. о пунктах пропуска на таможенной границе, по которому стороны обязуются определить сроки открытия таких пунктов путем обмена нотами.
Ни для кого не секрет, что сегодня Тбилиси в политическом плане имеет козырь - часть российско-грузинской границы на чеченском участке. Кроме того, в ответ на упреки Москвы о проникновении с грузинской территории боевиков и оружия в Чечню посол Грузии в Москве Малхаз Какабадзе не исключил, что подкрепление к чеченским боевикам может поступать именно из Абхазии. В Сухуми, естественно, это опровергают. Вообще-то, по всей вероятности, глава СБ Абхазии Астамур Тарба лукавит, говоря, что абхазы адаптировались к условиям блокады. Интерес Сухуми к снятию ограничений очевиден - если бы границу открыли, то за два года республика была бы восстановлена. Пока же, поскольку Абхазия отгорожена от внешнего мира, единственным каналом, дающим возможность людям выживать, является территория Краснодарского края. Здесь можно купить жизненно необходимые вещи - баллоны с газом, медикаменты, здесь же можно и реализовать то, что выращено или сделано своими руками. Однако, поскольку на границе действует ограничительный режим для лиц призывного возраста, вся тяжесть в буквальном смысле ложится на плечи женщин, детей и стариков. "Сейчас многие наши женщины на женщин-то не похожи. Им приходится перетаскивать тяжеленные тюки, а мужчины могут сопровождать их лишь до границы. Единственные помощники - малолетние дети, которые вместо того, чтобы ходить в школу, в меру своих сил помогают матерям", - сетуют абхазы.
Мы переходили КПП Псоу 1 октября, когда граница была открыта. Служащие ФПС оперативно пропускали через границу практически всех желающих, ограничиваясь лишь проверкой документов, а таможенники не занимались досмотром личных вещей и не изымали сыр, вино и другие товары, запрещенные для провоза в период действия ограничений. Между тем пограничники, в отличие от проходящих через КПП, не испытывали эйфории. У них вызывало серьезные опасения то, что вместе с законопослушными гражданами в Россию может хлынуть неконтролируемый поток полууголовных элементов, а с ними наркотики, оружие и прочее. Правда, поговаривают, что интерес пограничников к действию ограничений отнюдь не бескорыстен.
Тем не менее политический аспект как открытия, так и закрытия границы здесь мало кто обсуждает. Кстати, российские миротворцы, контролирующие часть территории Абхазии, постоянно заявляющие, что здесь нет никаких баз боевиков и связывающие большинство инцидентов исключительно с криминальными разборками, в приватных беседах поддерживали открытие границы: "Люди, живущие на территории Абхазии, какой бы статус ни был у республики, должны иметь возможность свободного общения с другими людьми. Забота правоохранительных органов - принять меры для того, чтобы в Россию не хлынул криминал".
Справедливости ради стоит сказать, что и в Абхазии понимают: снятие ограничений может быть чревато негативными последствиями. Возможно, что именно в рамках подготовки к отмене ограничений в середине августа в Сухуми прошла встреча руководства УВД Сочи и МВД Абхазии, где было заявлено, что готовится к подписанию договор о взаимодействии по вопросам борьбы с преступностью, практического обмена оперативной информацией.