Столица Турции постепенно становится одним из ключевых городов огромного региона. |
РОССИЯ всецело заинтересована в мире и стабильности на Кавказе, и армянско-российское стратегическое партнерство является важным вектором кавказского направления политического курса официальной Москвы. С таким заявлением выступил глава российского внешнеполитического ведомства Игорь Иванов на состоявшейся на днях в Москве встрече с делегацией парламента Армении.
Военные действия в Чечне и общее напряжение ситуации на Северном Кавказе сыграли роль своеобразной лакмусовой бумаги, тестирующей характер взаимоотношений Москвы с государствами уже Южного Кавказа (читай: Закавказья). Напряженность российско-азербайджанских и российско-грузинских отношений стала объективной реальностью, с которой Москве придется все чаще и сильнее сталкиваться у своих южных границ. В данной ситуации для России жизненно необходимо не дать себя вытеснить из Большого Кавказского региона, где у нее остался один стратегический партнер - Армения, на территории которой размещены российские военные базы и с которой Россию связывает всеобъемлющий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. А следовательно, Москве не могут быть безразличны проводимая Ереваном внешняя политика, характер и динамика отношений Армении с другими странами региона, а также с Соединенными Штатами, Европой и Китаем.
Подчеркивая важность военно-политического сотрудничества с Москвой, сегодня официальный Ереван также заявляет, что проводимая им внешняя политика базируется на концепции комплементарности и взаимодополнения, а отношения с другими государствами строятся по принципу сбалансированности. "Балансировать" Армении приходится не только между Россией и Западом, но и, что не менее важно, между Ираном, Турцией, Израилем и арабским миром.
"Кавказ - это треугольник с вершинами в Москве, Тегеране и Анкаре", - заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, подчеркнув при этом, что только в случае мирного сосуществования интересов этих трех региональных "тяжеловесов" на Кавказе могут быть достигнуты мир и стабильность. Именно от характера взаимоотношений Москвы, Анкары и Тегерана с Ереваном, Баку и Тбилиси зависит уровень конфликтогенности региональной ситуации. А точек противостояния в регионе более чем достаточно. Напряжены почти любые векторы взаимоотношений внутри этого "Большого треугольника", но наиболее уязвимыми все-таки являются армянско-турецкие отношения. Несмотря на наличие ряда достаточно серьезных проблем во взаимоотношениях Москвы и Тбилиси, Москвы и Баку, Тегерана и Баку, между Россией, Азербайджаном, Грузией и Ираном установлены дипломатические отношения, развивается торгово-экономическое сотрудничество, есть возможности урегулирования двусторонних проблем посредством политических консультаций, чего нельзя сказать про взаимоотношения между Анкарой и Ереваном. С 1991 г. Турция осуществляет сухопутную блокаду Армении и по сей день отказывается от установления с ней дипломатических отношений. Свою позицию в этом вопросе официальная Анкара мотивирует неурегулированностью нагорнокарабахского конфликта и не скрывает преследуемой ею цели: заставить Ереван пойти на уступки и принять условия Баку. Наличие в Турции очень сильного общественного мнения в поддержку Азербайджана, кстати, именующего себя "младшим братом Турецкой Республики", фактически ставит Турцию в позицию "заложницы Азербайджана", вынужденной жертвовать своими политико-экономическими интересами и лишаться возможных дивидендов от нормализации отношений с Арменией, и в частности, от разблокирования армяно-турецкой границы.
Возможность получения этих дивидендов вполне реальна и может иметь как экономический, так и военно-политический характер. Открытие границы, безусловно, оживит торговлю и общую экономическую жизнь в приграничных с Арменией восточных регионах Турции, где жизненный уровень населения достаточно низкий и где существует неурегулированная курдская проблема. Экономическая сфера турецких интересов в Армении также включает в себя возможность реабилитации железнодорожного сообщения Гюмри (Армения) - Карс (Турция) по уже существующей ветке, использование Армении в качестве более рентабельного маршрута для импортирования российского газа и экспортирования каспийской нефти.
В Анкаре прекрасно понимают, что неурегулированность армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений приводит к усилению российского военного присутствия в Армении. В данной ситуации армяно-турецкая граница трансформируется в зону противостояния двух военно-оборонных систем - России и НАТО, что никак не может принести спокойствия Турции. Более того, проблематичность взаимоотношений между Анкарой и Ереваном еще больше обостряет проблему международного признания геноцида армян 1915-1923 гг. Администрация нынешнего президента Армении Роберта Кочаряна считает одним из своих внешнеполитических приоритетов задачу международного признания и осуждения первого в ХХ веке преступления против человечества, жертвами которого стали более полутора миллионов армян. Отказываясь признавать факт геноцида, Турция, тем не менее, прекрасно чувствует всю тяжесть этого исторического груза на своих плечах. Анкару не может не волновать увеличивающееся число государств, признающих геноцид армян, и усиливающееся использование европейскими державами так называемой армянской карты как рычага оказания постоянного давления на Турцию.
Что касается Армении, то она и не скрывает своей заинтересованности в нормализации отношений с Турцией, и в частности, в разблокировании армяно-турецкой границы. Находившийся недавно с визитом в США премьер-министр Армении Вазген Саркисян официально попросил вице-президента Соединенных Штатов Альберта Гора о помощи Америки в вопросе урегулирования армяно-турецких отношений. В Ереване прекрасно понимают, что, во-первых, Вашингтон сам в корне заинтересован в установлении сотрудничества между Ереваном и Анкарой, а во-вторых, только США могут оказать реальное влияние, если не давление, на Турцию. Отметим, что нормализация армяно-турецких отношений для США означает расширение сферы своего влияния в регионе и ослабление российского, а также, что важно для американцев, иранского присутствия в Армении.
Для Армении урегулирование отношений с Турцией, в частности, означает уменьшение угрозы своей национальной безопасности, ныне обеспечиваемой совместно с Россией. В то же время открытие армяно-турецкой границы ослабит и значимость Ирана как основного государства, обеспечивающего выход Армении в мир. Таким образом, можно констатировать, что на данном этапе и при существующей геополитической ситуации в мире ни Россия, ни Иран не должны быть заинтересованы в нормализации отношений между Арменией и Турцией.
А насколько реально армяно-турецкое сближение в относительно близкое время? Шансов, скорее, 50 на 50. При разрешении этой ситуации важную роль сыграет опять-таки проблема урегулирования нагорнокарабахского конфликта. По замыслу американцев (что свидетельствует из последних заявлений Альберта Гора и Мадлен Олбрайт), решающее значение должен иметь предстоящий саммит ОБСЕ в Стамбуле. Отметим, что глава армянского государства уже заявил, что Стамбул не является одним из самых приятных мест для армян и Ереван предпочел бы решать важные для себя вопросы не на территории Турции┘.
А есть ли у России и Ирана повод для беспокойства?