В ПОСЛЕДНЕЕ время посещающие Молдавию депутации различных международных структур демонстрируют более активную позицию в урегулировании приднестровского конфликта. Побывавшая в РМ вслед за делегацией Европарламента "тройка" Евросоюза, ознакомившись в Кишиневе и Тирасполе с ходом переговорного процесса, обсудила также и возможности ЕС посодействовать его прогрессу. В частности руководство этой организации, которое выступает за всемерное развитие экономических связей сторон, способствующее практическому их сближению, уже решило выделить порядка 2 млн. ЭКЮ на восстановление моста через Днестр в Гура-Бикулуй, разрушенного в период вооруженного конфликта.
Приветствуя подобные начинания, представитель молдавского президента на переговорах Ион Лешану счел необходимым заметить, что Приднестровье, ратующее за первоочередное разрешение именно экономических вопросов, стремится при этом извлечь одностороннюю выгоду из неопределенности своего правового положения. Наряду с молдавскими приднестровские экономические агенты пользуются льготами, заложенными в международных соглашениях РМ, - о свободной торговле, избежании двойного налогообложения, защите инвестиций. Причем их нормальная экспортно-импортная деятельность оказалась бы невозможной, если бы они не могли получать выдаваемые в РМ сертификаты происхождения товаров и лицензии на экспорт в страны ЕС, США, Канады и Японии и если бы приднестровским таможенным службам не предоставили право пользоваться в своей работе печатями и штампами Республики Молдова. Последнее условие, давно обеспеченное Кишиневом, содержалось в протокольном решении 1996 г., а Тирасполь своих обязательств не выполнил до сих пор - о ликвидации собственных таможенных постов на Днестре и создании совместных постов на границе с Украиной. Тем не менее он не устает упрекать Кишинев в осуществлении экономической блокады, списывая на нее заодно и все хозяйственные неурядицы в регионе.
По сходной схеме, считает Ион Лешану, приднестровцы действуют и в переговорах по политическому урегулированию. Вопреки предыдущим договоренностям о выработке особого правового статуса Приднестровья в составе РМ сегодня они настаивают на определении принципов общего государства, которое трактуют как союз двух суверенных независимых государств. (Что фактически предполагает легитимацию раздела страны.) И, поскольку Кишинев по-прежнему привержен принципиальной своей установке на сохранение территориальной целостности РМ, Тирасполь обвиняет его в нежелании искать компромиссные решения с учетом новых реальностей.
В действительности же, продолжил Лешану, представители Кишинева, изначально не допускавшие даже самостоятельного статуса Приднестровского региона, за годы переговоров значительно расширили диапазон гарантируемых ему полномочий. Большую гибкость теперь проявляет Кишинев и в своих тактических подходах. К примеру, он готов согласиться с необходимостью переходного периода, в рамках которого, скажем, продекларированное в Киеве общее оборонное пространство ограничилось бы сотрудничеством двух армий с обоих берегов Днестра, в частности, в сфере подготовки кадров. С тем, чтобы в конечном счете они объединились в единые вооруженные силы единой страны под общим командованием. Ориентированный на укрепление целостности общего государства, данный компромиссный вариант выглядит более предпочтительным и с точки зрения международного законодательства.
Упражняться в коллективном обсуждении возможных моделей окончательного урегулирования представители сторон смогут и на международной конференции, организованной на текущей неделе в Тирасполе под эгидой ОБСЕ. Совместно с экспертами из России, Украины и ряда западных стран они, очевидно, проанализируют и сохраняющиеся разногласия по самому предмету переговоров: Кишинев выступает за расшифровку статуса Приднестровья в составе РМ, а Тирасполь - за выработку принципов общего государства, объединяющего два равноправных субъекта.
В принципе для международных сообществ, неоднократно выражавших озабоченность в связи с несоблюдением прав человека на Левобережье, логично было бы занять активные позиции и в отношении наблюдаемых нарушений на правом берегу. Однако можно почти со 100-процентной уверенностью прогнозировать, что в резолюции ноябрьского стамбульского саммита государств ОБСЕ об этом не будет сказано ни слова. Вопрос же о дислоцированной в Приднестровье Оперативной группе российских войск, несомненно, не будет обойден вниманием в Стамбуле.