Похоже, из формально дружественных отношения Москвы и Баку могут действительно превратиться в партнерские - у Бориса Ельцина
и Гейдара Алиева сейчас есть большие возможности для этого. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
В ПОСЛЕДНЕЕ время между Баку и Москвой наметилось ощутимое потепление. Президент Азербайджана Гейдар Алиев сразу же после начала боевых действий в Ботлихском и Цумадинском районах Дагестана поддержал действия российского руководства и заявил: "Военная операция российских войск против религиозных экстремистов на Северном Кавказе - это внутреннее дело России, и она вправе наводить порядок на своей территории". Азербайджанский президент, в отличие от своего грузинского коллеги, поддержал боевые действия российских войск и против мятежной Чечни, назвав их также внутренним делом России.
Руководители спецслужб и погранвойск Азербайджана, в свою очередь, заявили, что они готовы помочь своим российским коллегам и сделают все, чтобы территория республики не была использована чеченскими боевиками как транспортный коридор для переправки наемников и оружия на Северный Кавказ. Причем азербайджанское руководство заявило, что оно готово допустить российских инспекторов для проверки любых объектов на территории республики, где якобы готовятся боевики для чеченской армии. В ходе проверок, проведенных совместно азербайджанскими и российскими военными экспертами объектов на территории Азербайджана, указанных в некоторых московских газетах как места подготовки чеченских боевиков, не было обнаружено ни одного факта, свидетельствующего о помощи Баку чеченским боевикам. Это создало дополнительную атмосферу доверия между Баку и Москвой.
Кроме того, президентом Азербайджана были уволены некоторые антироссийски настроенные высокопоставленные чиновники республики. В частности, указом Гейдара Алиева был освобожден от должности государственного советника Азербайджана по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулузаде, первым публично выступивший за размещение на Апшеронском полуострове военных баз НАТО, и прежде всего авиабазы США. Причиной увольнения Вафы Гулузаде стало то, что он назвал боевые вылазки ваххабитов на западе Дагестана "национально-освободительным движением" дагестанских народов.
В среду директор ФПС РФ Константин Тоцкий после двухдневных переговоров с руководством азербайджанского погранведомства заявил, что для прикрытия дагестанского участка своей границы с Россией Азербайджан перебросил дополнительно в регион две тысячи военнослужащих мотострелкового полка. По словам директора ФПС РФ, в ходе переговоров с руководителями погранвойск Азербайджана российская сторона получила гарантии, что ни один караван с оружием или боеприпасами в Чечню не пройдет через азербайджано-российскую границу.
На следующий день, 14 октября, опровергая информацию некоторых СМИ об угрозе появления чеченских отрядов на карабахском фронте и об их возможном уходе в другие страны через азербайджанскую территорию, директор ФПС России заявил: "Мы считаем, что российско-азербайджанская граница надежно прикрыта как с нашей стороны, так и с той", - подчеркнул г-н Тоцкий в интервью Интерфаксу.
Между тем руководство Грузии до сих пор отказывается допустить российских пограничников к охране грузино-чеченской границы. Президент Грузии призывает Москву прекратить боевые действия против Чечни и начать немедленные переговоры с чеченским президентом Асланом Масхадовым. Шеварднадзе считает, что чеченскую проблему надо решать только политическими средствами за столом переговоров. Возможно, с этим связан и тот факт, что вице-президент Чечни Ваха Арсанов более недели находился в Тбилиси и вел переговоры с грузинским руководством. Однако до сих пор неясно содержание переговоров Арсанова с грузинскими лидерами.
В то же время в Баку отказались иметь дело с чеченскими сепаратистами, что связано с некоторыми факторами. Во-первых, Азербайджан, как и Россия, борется за свою территориальную целостность. Москва стремится восстановить свой суверенитет над Чечней, Баку - над Нагорным Карабахом. Поддерживая действия Москвы в отношении мятежной Чечни, Баку хочет заручиться поддержкой России в разрешении армяно-азербайджанского конфликта. В Баку считают, что Москва имеет большое влияние в Армении и может оказать давление на Ереван, чтобы тот занял более компромиссную позицию в карабахском вопросе. Благодаря именно усилиям России в мае 1994 г. между Арменией и Азербайджаном было подписано соглашение о прекращении огня на карабахском фронте. Во-вторых, многочисленная азербайджанская диаспора в России также оказывает сильное давление на руководство Азербайджана, чтобы оно учитывало, а порой и защищало интересы Москвы в регионе. В-третьих, Баку разочарован в своей прозападной внешней политике, идеологом и проводником которой был все тот же Вафа Гулузаде. В-четвертых, угроза исламского фундаментализма заставляет Азербайджан объединить свои усилия с Россией для успешной борьбы с этим злом. Основная угроза для Баку в этом направлении исходит от Ирана. В 1997 г. в республике были арестованы лидеры Исламской партии Азербайджана (ИПА), которые намеревались свергнуть существующий конституционный строй и создать исламское государство. В ходе следствия выяснилось, что ИПА непосредственно финансировалась спецслужбами Ирана.
Кстати, Москве следует задуматься над этим вопросом. Иран, являющийся по некоторым вопросам союзником России в регионе, резко осудил действия российских войск в Чечне и призвал Москву прекратить войну против Чечни и начать немедленные переговоры с Масхадовым. Как показывают последние события на Северном Кавказе, для Тегерана интересы исламских экстремистов выше союзнических отношений с Россией.
Последние дружественные шаги Азербайджана в отношении России показывают, что у Москвы и Баку появились новые шансы на выстраивание партнерских отношений стратегического характера.