Карен Демирчян - новая жизнь опытного политика. Фото ИТАР-ТАСС. |
- Господин Демирчян, вы впервые направляетесь в Москву в качестве председателя парламента независимой Армении. Однако в свое время вы часто посещали столицу бывшего Союза как руководитель одного из "боевых отрядов" единственной в те годы партии. Не порождает ли это у вас определенной ностальгии? Есть ли сходство между этими визитами?
- Определенное сходство, несомненно, имеется. Поездка в Москву всегда предполагала обсуждение в первую очередь проблем, связанных с перспективами развития, с укреплением дружбы наших народов. Помнится, в свое время мы говорили о вопросах "социалистического разделения труда". Сегодня в условиях независимости и Армения, и Россия переживают период нелегкого поиска новых, современных путей развития экономики, становления цивилизованных рыночных отношений, интеграции в мировое сообщество. Поэтому задачи государственного строительства, экономического развития наших стран во многом перекликаются. В этой связи, надеюсь, и разговор будет конкретным, деловым: как в новых условиях укреплять наше межгосударственное сотрудничество и стратегическое партнерство, сделав его более предметным и ощутимым, как восстановить хозяйственные связи в условиях отсутствия единого экономического пространства.
Армяне столетиями тесно сотрудничают и дружат с русским народом. И сегодня мы заинтересованы в этой дружбе и свое традиционное отношение к России менять не собираемся. Что касается ностальгии, то, мне кажется, первопрестольная российская столица - это много больше, нежели просто иностранный город. Всякий, кто хоть раз побывал в Москве, не может не испытывать по ней ностальгию. Мне будет очень приятно и интересно вновь посетить Москву, где у меня много близких людей. Тем более что, как говорят, за последние десять лет облик российской столицы значительно изменился.
- С кем из российских руководителей вы планируете встретиться, какие вопросы намерены обсудить?
- Сразу отмечу, что Москву мы посещаем по приглашению председателя Госдумы Федерального собрания Российской Федерации Геннадия Селезнева. В программе визита предусмотрена встреча с президентом России Борисом Ельциным. Мы встретимся с председателем правительства Российской Федерации Владимиром Путиным и председателем верхней палаты парламента Егором Строевым, министром иностранных дел Игорем Ивановым, мэром Москвы Юрием Лужковым, сопредседателем российско-армянской межправительственной комиссии министром по атомной энергии Адамовым, другими представителями политической элиты. В их числе координатор депутатской группы Госдумы РФ по связям с Национальным собранием Армении Николай Рыжков. Его у нас хорошо помнят со времен страшного землетрясения 1988 года и очень уважают. Разговор в первую очередь пойдет о возможностях активизации делового сотрудничества парламентов наших стран. В частности, намереваемся обсудить наши возможные совместные действия и инициативы Межпарламентской ассамблеи СНГ и других международных организаций, где представлены законодательные ветви власти Армении и России. В ходе встреч с коллегами-парламентариями и представителями исполнительной власти мы надеемся помимо вопросов политического и экономического характера затронуть и проблемы научных, культурных взаимосвязей, всей гуманитарной сферы. Полагаю, мы должны стремиться закрепить весь достигнутый позитив и на этой основе, помогая друг другу, двигаться дальше уже по новым путям.
- Многие аналитики предрекают скорую кончину СНГ. Если Содружество не имеет перспектив, как это способно отразиться на армяно-российских межгосударственных отношениях?
- В этом вопросе все зависит от позиции самих членов СНГ. Если страны Содружества будут желать его смерти, оно неизбежно умрет, что, кстати, никак не отразится на уровне и объеме армяно-российских отношений. Но, думаю, несмотря на все слабости и недостатки, у СНГ имеется большой неиспользованный потенциал для совершенствования и развития. И это выгодно всем. Тут важно отбросить политические амбиции, часто продиктованные сиюминутной конъюнктурой, проявить мудрость, дальновидность, взвешенность подходов и добрую волю. Ведь в принципе деловое взаимовыгодное сотрудничество любой группы государств, нацеленное на благо их народов и укрепление мира, на международном уровне можно лишь приветствовать. Тем более это относится к странам, имеющим множество общих проблем и нерешенных задач.
- Какова ваша позиция в отношении действий российских властей в Чечне?
- Я понимаю так, что, задавая этот вопрос, вы хотите узнать и о моем отношении к терроризму. Оно однозначно: терроризм в любом его проявлении должен быть решительно и безоговорочно осужден и наказан. И действия российских властей по искоренению терроризма правомерны. Кстати, недавно именно в "Независимой газете" была большая публикация на эту тему, и я вновь убедился в необходимости активизации международных усилий по борьбе с терроризмом. Это сегодня весьма актуально. Ведь сколь бы "благородными и возвышенными" ни представлялись цели, прокламируемые главарями террора и его идеологами, если в результате гибнут мирные, ни в чем не повинные люди, - наказание должно быть неизбежным и самым суровым. Вопрос лишь в том, что террористы, по определению, не имеют национальности. Национального терроризма не бывает. Поэтому беспощадная - вплоть до ликвидации - борьба с террористами никоим образом не может и не должна влиять на отношение к тому или иному народу.
- Однако известно, что террористические акты в Москве и в других российских городах активизировали антикавказские настроения. В результате многие российские армяне оказались в достаточно сложной и двусмысленной ситуации. Станет ли это обстоятельство предметом ваших переговоров с российскими руководителями?
- Естественно, в общем контексте переговоров эта тематика прозвучит. Но я убежден, что российские власти и без того понимают, что экстраполяция ответственности за преступления, совершенные представителем той или иной национальности, на весь народ, на целую группу народов - это недопустимо, это хуже, чем преступление, это ошибка. Надеюсь, что серьезных проблем в этой связи между нами не возникнет. Но если такое все-таки случится, будем решать проблему в соответствии с имеющимися между нашими государствами правовыми договоренностями.
- Ставшие в последнее время регулярными встречи без посредников президентов Роберта Кочаряна и Гейдара Алиева вызывают многочисленные разноречивые комментарии. В частности, существует версия, что это является следствием активизации американской дипломатии в Закавказье. Утверждается, что Вашингтон стремится таким образом минимизировать роль России в карабахском урегулировании. Какова ситуация на самом деле? Не считаете ли вы, что парламентарии Армении и Азербайджана должны присоединиться к диалогу глав государств?
- Мне, честно говоря, непонятно, каким образом переговоры двух руководителей могут быть результатом чьей-то активизации или стать причиной минимизации чьего-то влияния. Подобная предпосылка беспочвенна. Можно говорить лишь об активизации и укреплении позиций сил, стремящихся к миру. И Ереван, и Степанакерт последовательно выступают за мирное решение проблемы сугубо политическими методами. Москва и Вашингтон неоднократно заявляли, что полностью поддерживают эту позицию и приветствуют контакты двух президентов, ибо они способны привести к возобновлению полномасштабного миротворческого процесса в рамках Минской группы ОБСЕ. При этом миротворцы не раз подчеркивали, что любое достигнутое сторонами конфликта взаимоприемлемое для них решение будет принято и миротворцами. Несомненно, что установление прочного мира в Закавказье и на Кавказе в целом в разной степени выгодно и США, и России, и Европейскому союзу, и Ирану, и Турции, и, конечно, сторонам региональных конфликтов. Одновременно мы полагаем, что мирному решению может способствовать и обязательное участие сторон конфликта в региональных экономических программах и различных проектах, что обеспечит их равномерное развитие и будет способствовать укреплению мира в регионе и расширению сотрудничества. А в результате свои позиции усилит тот, кто будет полномасштабно сотрудничать со странами региона на равноправной и взаимовыгодной основе, причем не только на почве сугубо меркантильного интереса, но и в соответствии с требованиями политической морали.
Как я уже говорил, мы намерены укреплять и развивать отношения с традиционными друзьями. И одновременно налаживать тесное взаимодействие с новыми партнерами. Нельзя забывать, что мы переживаем период становления независимого демократического правового государства, гражданского общества, перехода экономики на рыночные начала. Все это требует сотрудничества и с теми государствами, где рынок и демократия традиционны. Их опыт и поддержка важны и необходимы всем нам. Ведь мир в регионе в конечном счете станет основой не только для возрождения экономики, но и ускорит процесс демократизации, гуманизации постсоветского общества.
В заключение хочу высказать свое отношение к "Независимой газете", постоянным читателем которой я являюсь с первых дней ее выхода в свет. Я высоко ценю ваше издание, в котором оперативность и адекватность информации удачно сочетаются с многогранностью тематики, глубиной анализа и читабельностью. В газете много полезного и поучительного. Вспоминая, что одно из ваших приложений называется "Хранить вечно", думаю, что эти слова вполне могут быть отнесены ко многим интересным, глубоким, неординарным материалам, которые вы регулярно публикуете.