В ГРУЗИИ 31 октября 1999 г. состоятся очередные парламентские выборы. Однако уже сейчас можно предположить, что победителем станет блок, возглавляемый партией "Возрождение". Вопрос только в том, сумеет ли этот блок получить столько, сколько предсказывают эксперты, - более 60% мест в парламенте. Сейчас в стране настолько накалена предвыборная обстановка, что уже поговаривают и о переносе самих выборов. В накале политических страстей виновата, на мой взгляд, правящая партия, которая пользуется всемерной поддержкой исполнительной и судебной властей, а также силовых структур. В незавидном положении окажутся лидеры победивших на предстоящих выборах партий, которым придется управлять страной в XXI в. Им достанется в наследство сложное хозяйство: все увеличивающийся экономический спад, нестабильная национальная валюта, обнищание населения, массовая безработица, коррумпированные механизмы государственного управления, подпорченный международный авторитет. Страна уже успела набрать столько кредитов, что живет за счет будущих поколений, которым в конце концов придется за все расплачиваться.
Предчувствуя поражение на предстоящих выборах, политическая элита в Тбилиси занялась интригами. Принизить, очернить претендующих на власть - все средства хороши для достижения цели. Ситуация часто принимает детективный характер. Центр всенародно объявляет о том, что из Аджарии, мол, не поступает в бюджет ничего. На самом деле доля Аджарии в бюджете страны почти равна долям остальных регионов Грузии вместе взятым.
Такое поведение, к сожалению, прогрессирует на благодатной почве. Дело в том, что за 10 лет разнузданной политической жизни грузинская публика привыкла к сплетням. В этих условиях большинство газет Тбилиси, контролируемых правительством, стараются поддерживать и возбуждать эту слабость публики. Обычно ежедневно в Тбилиси публикуется до 50 статей, направленных против руководителя Аджарской автономии Аслана Абашидзе. Данный факт не вызывает удивления, ибо все эти издания управляются одним Центром.
Россия, как и Грузия, также вступила в полосу очередных выборов. На каждые выборы народы обеих стран возлагают большие надежды. Исключением не являются и предстоящие выборы. Однако для нынешнего этапа в отличие от прошлых характерно то, что взаимоотношения России и Грузии с каждым днем ухудшаются.
Меня, выходца из Грузии, часто спрашивают: что случилось с Шеварднадзе? Неужели человеку, для которого в застойные времена "солнце всходило с севера", а сейчас - с запада, обязательно нужно портить отношения с Россией? Что случилось с демократом Шеварднадзе? Я все время отвечаю на эти вопросы вопросами: умеет ли Шеварднадзе дружить по-настоящему? Был ли Шеварднадзе вообще демократом? Не являются ли такие представления о Шеварднадзе плодом воображения подобных ему людей? Для таких контрвопросов имеются веские аргументы. Приведем некоторые из них.
Шеварднадзе собирается строить правовое государство, которое будет основано на Конституции Грузии 1995 г., полностью разработанной им и принятой прошлым парламентом (а не референдумом!), в котором большинство депутатов составляли его сторонники. На основе этой псевдоконституции создана суперпрезидентская республика, в которой полностью отсутствует исполнительный орган, а парламент состоит из большинства депутатов партии "Гражданский союз", председателем которой является сам Шеварднадзе - президент Республики Грузия.
На основе этой псевдоконституции нынешняя Грузия, по существу, превратилось в государство, в котором никто ни за что не отвечает и вместе с тем все подчинено воле одного человека. Шеварднадзе на основе ныне действующей Конституции узурпировал законодательную, исполнительную и судебную власть. Он и его партия настолько привержены единоначалию, что на основе нового закона о местных органах в Грузии, они "разрешили" избирать лишь старейшин деревень: когда же в Аджарии на основе своего закона свободным волеизъявлением были избраны мэр г. Батуми, районные управляющие и другие, это вызвало возмущение Центра, ибо пример заразителен. Не только губернии, но и районы Грузии (кроме Аджарии) до сих пор возглавляются префектами, назначенными из Центра. В предвыборной кампании уже имеются случаи рукоприкладства против кандидатов в депутаты из партии "Возрождение" со стороны некоторых из этих префектов (последний пример - из Сигнаги). Они предупреждены Центром о том, что в тех районах, где победят кандидаты из партии "Возрождение", префекты районов автоматически теряют свои посты. В этих условиях прогнозировать итоги предстоящих выборов - дело пустое, ибо их исход полностью зависит от трюков правящей верхушки и их ставленников на местах.
Правящая партия "Гражданский союз", в частности, обещала своим избирателям создать 1 млн. рабочих мест. За четыре года ее правления из Грузии в массовом порядке уезжают граждане, и сейчас их число превзошло 1 млн. 700 тыс. За этот же период экономика оказалась на дне пропасти. Несмотря на это, лидер партии 3ураб Жвания утверждает, что удалось создать 630 тыс. рабочих мест. Спрашиваю специалистов, объясните, пожалуйста, откуда эта цифра. Они отвечают: за период правления этой партии только численность полиции была увеличена в 4 раза. Вот такое создание рабочих мест. Конечно, после этого нельзя удивляться, что государство не может из своего смешного бюджета своевременно выдавать зарплату полицейским. Они по 6-8 месяцев не получают ее. Им приходится самим зарабатывать средства для существования.
Эдуард Шеварднадзе неоднократно публично утверждал о том, что он и Михаил Горбачев, будучи партийными боссами в Грузии и Ставрополе соответственно, мечтали о переменах в политике, проводимой партией. Получается, что они под переменами понимали введение капиталистических элементов. Это подтверждается признанием Шеварднадзе о том, что он "сердцем" не был коммунистом. Вместе с тем все хорошо помнят, с чего начал Шеварднадзе, возглавив ЦК КП Грузии: он стал бороться против цеховиков, которые по тем временам были равнозначны элементам капитализма. Спрашивается, как мог человек, мечтая о капиталистическом строе, бороться с элементами капитализма? Что это - двойная мораль и такие же стандарты?
Неправда сплошь и рядом дополняется двойными стандартами, возведенными в ранг государственной политики. Для этого достаточно вспомнить массированную кампанию, организованную Тбилиси для вывода российских пограничников из Грузии. Власти игнорировали здравое возражение, поступившее со стороны Аджарии, о преждевременности такого вывода, ибо Грузия не готова адекватно заменить российские части. В условиях усиления контрабанды наркотиков, терроризма и т.д. оголить границы государства равнозначно авантюре. Чтобы утешить сомневающихся, Тбилиси стал демонстрировать "боеготовность", неоднократно вторгаясь в акваторию Аджарии на сторожевых катерах без опознавательных знаков, подаренных США и Украиной. В результате 60-километровая граница на участке Ахалцихе оголена. Сейчас Тбилиси не стесняется говорить, что не в состоянии ее охранять. В этих условиях страдают даже турки - они вынуждены со своей стороны усилить охрану на этих участках. Разве в таких условиях возможно контролировать, кто и с какой целью пересекает границу, после которой преодоление границы СНГ для него является туристической безвизовой поездкой? Разве всерьез можно верить нынешним грузинским руководителям, которые на упреки российской стороны по поводу проникновения международных террористов со стороны Грузии отвечают, что полностью контролируют границы? Следует сказать, что аджарское руководство на основе лишь своих возможностей контролирует границы. Из Тбилиси нет никакой помощи. За этот год Министерство обороны Грузии перечислило военному командованию в аджарском регионе всего 15 тыс. долл., зато за этот же период ими посланы в Аджарию три ревизии о целевом использовании этих средств. Для нынешнего руководства Грузии объектом торга является все, если, конечно, это укладывается в их личные интересы. Центру никак не удается подчинить своим узкокорыстным интересам таможню, расположенную на территории Аджарии в Сарпи, на границе с Турцией. Долго думали и наконец придумали - объявили тендер о контроле таможен Грузии. В комиссию по оценке иностранных участников в тендере вошли министры и председатели некоторых комитетов парламента, полностью подчиняющиеся Шеварднадзе. Финалистами конкурса стали три иностранные компании, а победителем оказалась английская компания, которая в полуфинале заняла лишь третье место. Сразу возникли три вопроса:
1) Почему иностранная компания должна контролировать поток товаров на грузинских таможнях?
2) Как получилось, что компания, занявшая в полуфинале третье место, оказалась победителем?
3) Если услуги таких компаний так важны, то почему сама Великобритания, где зарегистрирована эта компания, не пользуется ее услугами?
Подобные вопросы были поставлены депутатами в самом парламенте. Однако внятных ответов от тех, кто организовал продажу участков госграниц, до сих пор нет. Аджария справедливо не допустила эту компанию на таможню в Сарпи, однако в ответ на это машины, прошедшие таможенные формальности на таможне в Сарпи, задерживаются после пересечения ими административной границы Аджарии и находятся в интернированном виде в г. Поти и других местах. Обоснование их задержания одно - контрабанда.
Правительство страны стало торговать государственной границей. Видите ли, присутствие российских пограничников, которые охраняли грузинскую границу, рассматривалось Тбилиси как факт, несовместимый с независимостью Грузии, а контроль таможенной границы со стороны какой-то иностранной компании для них явление нормальное, полностью совместимое с независимостью страны. Очень странная логика!
Тбилиси неоднократно предпринимал массированную атаку также в отношении Карсского договора 1921 г., в котором окончательно был закреплен, на уровне международного права, автономный статус Аджарии. Грузия как одна из участниц этого договора вновь подтвердила международное обязательство признать автономный статус за Аджарией в 1992 г. в Договоре о дружбе и добрососедстве с Турцией. От имени Грузии на этом договоре стоит подпись Эдуарда Шеварднадзе. Когда со стороны политиков, ученых, журналистов предпринимается попытка поставить под сомнение действительность положений Карсского договора 1921 г., тем самым они ставят под сомнение готовность Грузии быть добросовестной участницей этого договора. Однако в случае отказа от Карсского договора Грузия автоматически выступит против Турции и Азербайджана. Дело в том, что Карсский договор закрепляет нынешние государственные границы Турции и права Азербайджана на Нахичевань.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, Тбилиси выработал следующую политику: поднять ажиотаж вокруг автономного статуса Аджарии, тем самым вовлечь в дискуссию аджарское руководство и таким образом показать избирателям: "Видите, Аджария смотрит в сторону Турции". Сколько раз мы говорили нашим оппонентам в Тбилиси: если вам не нравится Карсский договор, а значит, и обязательства по договору 1992 г. с Турцией, воспользуйтесь своим большинством в парламенте и поставьте этот вопрос в повестку дня. Более того, открыто выступите против вашего лидера - Эдуарда Шеварднадзе, чья подпись стоит под договором 1992 г. Обоснуйте также Турции, Азербайджану и России ваши "доводы". Понятно, что никто этого делать не будет.
Очередной крупномасштабный блеф правящей партии связан со вступлением Грузии во Всемирную торговую организацию (ВТО), которое было расценено Шеварднадзе как факт, равнозначный вступлению Грузии в ООН. Более того, по мнению Шеварднадзе, это не только будет способствовать привлечению инвестиций в экономику Грузии, но и позволит стране поставлять свои товары на мировой рынок.
Следует напомнить, что все те государства, которые намерены вступить в ВТО, ведут многолетние переговоры с ней для того, чтобы участие не оказало больше вреда, чем пользы. Дело в том, что государства, вступая в эту организацию, приобретают в одних областях, но теряют в других. Этот баланс должен быть хорошо обдуман со стороны вступающего государства. По существу, данный вопрос не должен быть лишь предметом, демонстрирующим преимущество страны. Нужно учесть мнения специалистов, регионов страны и т.д.
Спрашивается, знает ли народ Грузии, на каких условиях грузинское правительство стало членом ВТО? Какие обязательства взяла на себя Грузия? Какой сумасшедший будет вкладывать инвестиции в Грузию, где 83% теневой экономики? Какими товарами может Грузия торговать на мировом рынке, если в стране ничего не производится?
Понятно, за что не любят нынешние правители Грузии Россию: они возлагают на нее вину за все грехи, даже за бездарную политику, проводимую Грузией во главе с Шеварднадзе. Однако за что Россия может любить Эдуарда Шеварднадзе?
В результате политики Шеварднадзе серьезная ситуация сложилась с Соглашением между Россией и США о линии разграничения морских пространств от 1 июля 1990 г. По данному соглашению СССР передал США часть вод в районе Берингова пролива и Чукотского моря, в результате чего была изменена исторически сложившаяся линия разграничения морских пространств между Россией и США, установленная в 1867 г. СССР взамен получил определенные районы (район в Чукотском море и др.). Проблема возникла из-за того, что районы, переданные американцам, богаты нефтью, газом и рыбой, а районы, переданные СССР, - нет. Обе стороны осознали тот факт, что Верховный Совет СССР не ратифицирует этот проигрышный договор для СССР, и тогда министр иностранных дел СССР Шеварднадзе и государственный секретарь США Бейкер в срочном порядке обмениваются нотами и на их основании договариваются о временном принятии соглашения. Невиданное в истории дело: договоренность о передаче территорий (фактически изменение границы) достигается путем обмена нотами.
В условиях независимости Россия как правопреемник СССР дважды пыталась рассмотреть данный вопрос в парламенте, последний раз - в Государственной Думе РФ в марте 1997 г. Договор до сих пор не ратифицирован. Таким образом, возникла сложная ситуация. Дело в том, что соглашение "временно" применяется уже более девяти лет, и, разумеется, США вложили определенные средства. В случае если соглашение справедливо будет отклонено, США понесут значительные убытки. Шеварднадзе подвел не только Россию, но и США. Это его стиль.
Другая попытка Шеварднадзе ущемить интересы России, а также подставить США во внешней политике предпринималась недавно. Он вначале на церемонии 50-летия НАТО, а затем на сессии Генеральной Ассамблеи ООН открыто заявил о правомерности военной акции США и НАТО в Косово и в целом против Югославии. Хотя Шеварднадзе прекрасно понимает, что эта военная операция прямо противоречит Уставу ООН и не может иметь ничего общего с событиями в Абхазии, он тем не менее пытается проводить какие-то параллели лишь для одной цели: ущемить престиж России на мировой арене. Более того, такими заявлениями он пытался убить нескольких зайцев: обвинить Россию в неспособности справиться с задачами миротворца и тем самым дискредитировать ее на всем постсоветском пространстве; опровергнуть тех, кто доказывает, что тупиковая ситуация в грузинско-абхазском конфликте сложилась по вине Шеварднадзе и его бездарной дипломатии; поощрить руководство США для того, чтобы они дали побольше кредитов и наград; вовлечь США в авантюру на Кавказе.
Ни одна держава мира в нынешней ситуации не в состоянии помочь Грузии в решении абхазской проблемы. Дело в том, что Эдуард Шеварднадзе сам не хочет решать эту проблему. Ему нужна Абхазия лишь для дестабилизации ситуации на всем Кавказе. Иначе как можно понимать его политику в отношении Абхазии?
Шеварднадзе все время подчеркивает, что Грузия готова предоставить Абхазии самый высокий статус. Вместе с тем им же допускаются непростительные промахи. В частности, Тбилиси все время утверждает, что Ардзинба и его правительство не представляют всех жителей Абхазии и, следовательно, его правительство не легитимно. При этом он держит в Тбилиси "правительство Абхазии в изгнании". Де-факто это означает, что правительство Надареишвили представляет тех, кто вынужден был бежать из Абхазии, а правительство Ардзинбы - тех, кто остался в Абхазии. В этих условиях Ардзинба легко может отбросить любые нападки Тбилиси по поводу легитимности, просто ссылаясь на пример правительства, возглавляемого Надареишвили. Более того, если парламент и правительство Абхазии выбираются, то Шеварднадзе единолично назначает членов "правительства Абхазии в изгнании" и так же единолично продлевает очередной срок полномочий всех депутатов из Абхазии в парламенте Грузии, за исключением одного неугодного ему и его партии депутата Какубава, который был лишен депутатского мандата с тем, чтобы его легко было упрятать в тюрьму. И это все делается в государстве, которое недавно было принято в Совет Европы!
Накануне парламентских выборов наблюдатели отмечают вопиющие факты нарушений со стороны нынешних властей. Так, представителей блока "Возрождение" не допускают вести предвыборную агитацию в различных районах Грузии, запрещают распространять печатную продукцию, пропагандирующую программу блока. Все это свидетельствует о том, что Шеварднадзе и его окружение целенаправленно ведут Грузию к очередному витку гражданского противостояния.