В ТО ВРЕМЯ как президенты Армении и Азербайджана продолжают конфиденциальные переговоры с надеждой сдвинуть с мертвой точки процесс карабахского урегулирования, конфигурация самого противостояния способна трансформироваться. Напомним, что когда отряды чеченских мятежников вторглись в Дагестан, Шамиль Басаев заявил, что вслед за этим наступит черед Нагорного Карабаха. Создание исламского государства на Северном Кавказе, по его словам, стало бы началом процесса "освобождения всех остальных мусульманских земель".
В Армении это воинственное заявление цитировали без видимого беспокойства. Война в Дагестане казалось бесконечной. А кроме того, в Ереване и Степанакерте хорошо помнят, что чеченские исламисты однажды уже пытались помочь Азербайджану взломать карабахскую оборону, однако безрезультатно. Последние успехи федеральных сил в Чечне, казалось бы, делают басаевскую угрозу еще более умозрительной. Тем не менее возможность появления чеченских отрядов на карабахском фронте существует и представляется достаточно реальной. Это может произойти весной будущего года. Причиной тому явится тактика федеральных сил, избравших метод постепенного выдавливания мятежников с контролируемой ими территории. В результате банды Басаева и Хаттаба рано или поздно будут прижаты к грузинской границе. У них просто не останется иного выхода, как прорвать редкие заслоны грузинских пограничников и выйти в Закавказье.
Кажется, в Тбилиси уже сегодня обеспокоены подобной угрозой. Впрочем, Грузия как христианская страна, где до сих пор хорошо помнят о кровопролитных набегах кавказских племен, вряд ли заинтересует боевиков в качестве конечной цели. Более надежным и долговременным пристанищем для них может стать расположенный поблизости Азербайджан, где события в Дагестане называют "национально-освободительной борьбой".
Разумеется, исход чеченских банд в Азербайджан чреват для этой страны многочисленными рисками. Но очевидны и серьезные выгоды. Дав у себя приют "борцам за веру", Баку может рассчитывать на серьезную материальную поддержку фундаменталистских стран и организаций, что актуально в свете провалов планов превращения Азербайджана во второй Кувейт. Кроме того, возникает повод для нормализации отношений с Ираном, который уже резко осудил российские действия в Чечне и потребовал их прекращения. В целом политический вес Баку в мусульманском мире возрастет.
Главное же в том, что Азербайджан получит многочисленную хорошо обученную и вооруженную армию, которую пока ему создать не удалось. Кстати, относительная военная слабость азербайджанской стороны во многом предопределила сохранение долговременного перемирия на карабахском фронте. Наличие сильных чеченских отрядов в сочетании с нарастающим в оппозиционных кругах недовольством политикой Гейдара Алиева в карабахском вопросе способны спровоцировать Баку на попытку в очередной раз решить проблему силовым путем. В случае начала боевых действий они неизбежно распространятся на всю линию армяно-азербайджанской границы.
Такое развитие событий поставит Россию перед нелегкой альтернативой. В качестве стратегического партнера и союзника Еревана Москва обязана будет оказать армянской стороне всяческую поддержку вплоть до военной. Тем более что участие в боевых действиях чеченских отрядов придаст очередному витку противостояния в Карабахе характер борьбы с исламским фундаментализмом и международным терроризмом.
В то же время Кремль, проявляющий в последнее время вполне объяснимый жестко отрицательный подход к принципу самоопределения наций, не заинтересован способствовать укреплению независимости Карабаха или его присоединению к Армении. Тем более что слишком активное выполнение союзнических обязательств может создать для Москвы проблемы в мусульманском мире и даже в собственных национальных регионах.
Поэтому в случае возобновления войны карабахскому корпусу и армянской армии в целом, скорее всего, придется самостоятельно противостоять очередной серьезной угрозе. Пока трудно судить, просчитывают ли подобную ситуацию в Министерстве обороны и внешнеполитическом ведомстве Армении. Ясно только, что возможная новая война за Карабах будет качественно отличаться от предыдущей кампании и потребует неизмеримо больших сил, средств и жертв.