ЗА ПОСЛЕДНИЙ месяц в Белоруссии уменьшилось количество печатных изданий, которые традиционно выступали с резкой критикой курса, проводимого президентом Александром Лукашенко. Сначала было объявлено о закрытии газеты "Имя", которая в своей редакционной политике стремилась делать акцент на описаниях жизни высокопоставленных чиновников. И хотя основной причиной глава ЗАО "Белорусская деловая газета" Петр Марцев объявил то, что общество, сильно ослабленное всевозможными штрафами и исками, уже не в состоянии поддерживать и развивать издание, политический подтекст здесь был очевиден: редактор "Имени" Ирина Халип, неоднократно подвергавшаяся судебным преследованиям, сейчас находится в США и, возможно, там будет просить политического убежища.
17 сентября была задержана рассылка самой массовой независимой газеты "Народная воля". Причиной стала публикация материалов о готовящемся "Марше свободы", проведение которого запланировано на 17 октября нынешнего года. До настоящего времени так и не установлено, кто дал указание приостановить распространение отпечатанного в типографии тиража. Лишь спустя два дня "Народная воля" была доставлена в киоски и подписчикам.
Но наиболее очевидно преследование властей оппозиционных СМИ выразилось в закрытии газеты "Навiны". Журналист Сергей Анисько опубликовал в ней материал "Кто в теремочках живет?", где автор описал дом и двор родителей госсекретаря Совета безопасности Виктора Шеймана. Материал по российским меркам был весьма безобиден, но совершенно неожиданно президент Александр Лукашенко потребовал от чиновников закрыть газету: "Я предупреждаю и Пашкевича, и Мясниковича, и правительство, если такие газеты в судебном порядке по закону не будут закрыты в ближайшее время - пеняйте сами на себя". Суд был действительно очень скорым (всего через неделю, в то время как подготовка к заседанию по таким делам обычно занимает несколько месяцев) и именно поэтому едва ли справедлив. Еще до заседания суда (и, конечно, без его решения) был арестован счет газеты и описано имущество журналиста. Виктором Шейманом был предъявлен огромным иск - 10 млрд. белорусских рублей с издания и 5 млрд. - с журналиста. По официальному курсу Нацбанка это составляет 52 тысячи долларов. Это больше того, что требовали от властей родители погибших детей, когда в мае произошла трагедия на станции метро "Немига". Выплатить такие деньги "Навiны" не в состоянии и вынуждены будут закрыться. Районный суд оставил сумму иска неизменной, и теперь ответчики надеются найти справедливость в городском суде.
Во всех ведущих республиканских независимых изданиях - "Свободные новости", "Навiны", "Белорусская деловая газета", "Белорусская газета", "Белорусский рынок", "Народная воля" начались проверки финансово-хозяйственной деятельности сотрудниками налоговых служб. Власти заявили, что это плановые проверки, однако то, что они проводятся одновременно, и то, что в некоторых из этих изданий в этом году проверки уже проводились, причем неоднократно, доказывает, что все идет по четко обозначенной схеме.
Неделю назад в разных областях Белоруссии были аннулированы лицензии у еще девяти независимых изданий, которые еще не выходили. Госкомпечати объяснил это тем, что при их регистрации были допущены нарушения. Такая массовая кампания по проверке и закрытию периодических изданий конечно же не может быть случайной.
"Перед референдумом 1996 года власти также закрыли наиболее влиятельные оппозиционные средства массовой информации, - говорит председатель Белорусской ассоциации журналистов Жанна Литвина. - Были закрыты 8-й телевизионный канал, Радио 101,2, некоторые газеты. Сегодня наша ассоциация полагает, что целью этой акции является стремление властей поставить заслон объективной информации, оказать давление на редакционные коллективы в период подготовки диалога между властью и оппозицией".
Николай Халезин, представитель редактората "Навiн" считает, что действия властей носят четко спланированный характер. По его мнению, Советом безопасности был разработан некий план по уничтожению независимой прессы Белоруссии. Сегодня ситуация такова, что всем негосударственным газетам властями было предложено два варианта дальнейшего существования - или они идут на сотрудничество с властью вплоть до того, что некоторые материалы будут рецензироваться определенными структурами, или в противном случае на эти газеты будет оказываться давление и в конце концов они будут закрыты.
Без сомнения, то давление на белорусскую оппозиционную прессу, которое осуществляют белорусские власти, напрямую связано с подготовкой диалога между Александром Лукашенко и лидерами оппозиции. Сейчас идет откровенный торг по поводу того, сколько времени, где и когда получит оппозиция в государственных СМИ. Подобными действиями администрация президента хочет, во-первых, не допустить расширения базы оппозиционной прессы и в будущем электронных СМИ, а во-вторых, и это, наверное, главное, - показать своим противникам, что, несмотря на переговоры, демократической "оттепели" не будет.