СВОЕГО рода подготовительный этап, заключительный перед выборами в парламент Грузии, носит характер ожесточенного и бурного многостороннего противостояния. Политика взаимоотношений между партиями и блоками пестра и неоднозначна настолько, что складывается впечатление: к выборам они приближаются в условиях тотального взаимного неприятия, недоверия и очевидной неприязни, часто перерастающей в проявления ненависти. Словом, предстоит столкновение серьезное и многовариантное. Отдельные эпизоды предвыборной кампании лишь подтверждают такой взгляд на вещи.
Не очень удачно складывался в эти дни вояж председателя Социалистической партии Вахтанга Рчеулишвили по Горийскому району, где он баллотируется как мажоритарный депутат. Часть избирателей заявили руководителю партии, что не намерены голосовать за него, поскольку не видят для этого достаточных оснований. Это, впрочем, не означает, что они доверяют лидеру какой-либо другой партии. В какой-то степени такой подход, вероятно, отражает нынешнее состояние электората, утомленного обилием фигур, более всего озабоченных личным благополучием и собственным политическим будущим.
Центральная избирательная комиссия, которую оппозиционные партии, как это бывает обычно, считают исполнительницей воли официального руководства, в эти же дни рассматривала вопрос об изъятии из кандидатских списков свыше 500 фамилий, мотивируя это главным образом тем, что документы были заполнены не так, как это предписывается законом. Через несколько часов было объявлено, что в отношении 476 кандидатов столь строгие меры приниматься не будут, поскольку признаки грубых нарушений отсутствуют. Остался в списках и лидер оппозиционной Республиканской партии Ивлиан Хаиндрава. Но 36 кандидатов оказались в положении вне игры. Зампреду ЦИК Гии Зесашвили удалось убедительно обосновать правомерность действий членов комиссии, хотя страсти улеглись не сразу. Члены комиссии отказали в возможности выдвинуть свою кандидатуру ряду соискателей парламентских кресел, либо невнимательно заполнивших документы, либо запамятовавших, что они не являются гражданами Грузии. Так произошло, к примеру, с министром финансов правительства Гамсахурдиа Гурамом Абсандзе, обвиняемым в причастности к организации февральского (1998 г.) покушения на президента Грузии, и некоторыми другими участниками политической гонки.
Лидер фракции "Союз граждан Грузии" в последнем парламенте Михаил Саакашвили подчеркнул, что претензии к ЦИК, выражаемые оппозицией в столь грубой и неприемлемой форме, преследуют единственную цель - воспользоваться каждым удобным шансом для срыва выборов. Саакашвили считает, что делается это не случайно, ибо никаких шансов у батумского альянса на победу в выборах нет. В свою очередь, прямо противоположные мнения высказывают оппоненты, что только накаляет атмосферу, причем взаимные выпады сопровождаются привычными обвинениями. Если, к примеру, говорится, что население доведено до состояния крайней нищеты и отчаяния, тогда как кланы, расхищающие народное добро и зарубежные кредиты, жиреют на глазах, то это относится к "Союзу граждан", батумской верхушке и ряду мафиозных структур, за которыми скрываются имена, покрытые тайной. Если же речь идет о заговоре против власти, о стремлении совершить переворот в рамках закона и узаконить награбленные состояния, то имеются в виду прежде всего "Союз возрождения" и батумский альянс в целом. Тот же Михаил Саакашвили, посвятивший борьбе с коррупцией немалую часть своего депутатского времени, на днях провел пресс-конференцию, на которой заявил, что ему в одном из округов противостоит не просто Давид Саларидзе (бывший замминистра внутренних дел, глава налоговой службы Грузии), а огромный капитал. Между тем, поделился Саакашвили с прессой, есть основания полагать, что фаворит, официально представляя партию "Предпринимательство спасет Грузию", на самом деле представляет собой замаскированную фигуру и является ставленником батумского альянса.
Любопытно, что важной отличительной чертой нынешней предвыборной кампании стала массовая устремленность в парламент тех персон, которые не входят в разряд нуждающихся и представляют далеко не беднейшие слои населения. Депутатский иммунитет воспринимается нуворишами как надежная броня, позволяющая и сохранить безопасность, и отмыть "грязные" деньги, и отомстить обидчикам. Поскольку такую надежду лелеют многие, то драка за места в парламенте ожидается, судя по всем признакам, беспощадная. Население при этом взирает на все печальными глазами, удивляясь тому, что все без исключения участники этого острого политического соперничества просят считать их единственными спасителями и благодетелями нации, в том числе националисты, коммунисты, лейбористы, народники, звиадисты... Дело, однако, в том, что каждый из них отличается своим видением будущего для Грузии и не готов сотрудничать ни с кем, а хочет хоть немного порулить страной в надежде на благоприятный ветер продолжающихся перемен и во имя личного спасения и самосохранения.