- ГОСПОДИН ВИК, какова основная цель и методика проведения переговоров между оппозицией и Александром Лукашенко под эгидой ОБСЕ?
- ОБСЕ организовала эту консультативно-наблюдательную группу в Белоруссии два года назад. Ее задача - содействие развитию демократических институтов и наблюдение за соблюдением страной своих обязательств перед ОБСЕ, особенно в сфере прав человека. В свете того, что в стране существует затяжной политический конфликт между руководством и оппозицией, которая оказалась маргинализированной, в наши задачи также входило выяснить, как и при каких условиях стороны согласились бы участвовать в переговорах. И такой подход вытекает из общего принципа ОБСЕ, что только мирное решение может быть надежным и прочным. Это означало, что нужно вести переговоры. У нас заняло примерно полтора года работы, чтобы стороны осознали, что их стратегические цели могут быть достигнуты именно таким путем.
Переговоры со стороны оппозиции стали возможными только тогда, когда она достигла согласия, объединившись на общей политической платформе. Со стороны президента и правительства это было понимание того, что международное признание выборов в парламент и самого президента в 2001 году возможно только при условии демократизации и открытости страны. И это была как раз такая ситуация, которой и пыталась добиться ОБСЕ.
Практически мы имеем дело с режимом, который полностью контролирует страну, и как мы недавно убедились, и отдельных людей. Поэтому существуют еще определенные условия до начала переговоров. В общем, это меры по установлению доверия между сторонами. Первое - достижение договоренностей по равному доступу к электронным СМИ. Второе заключается в том, чтобы прекратить использование полицейских процедур в борьбе со своими оппонентами. И освобождение Михаила Чигиря - это одна из мер по установлению доверия, которая очень важна. Серьезную проблему составляет также недавнее исчезновение Виктора Гончара. Правительственная сторона должна обеспечить прозрачность этого дела и найти его.
С тем чтобы вовлечь в процесс так называемый "третий сектор" - профсоюзы, мы решили предусмотреть и их участие. Каждая сторона будет иметь право приглашать представителей двух неправительственных организаций, которые будут принимать участие в каждом заседании. Это означает, что и эта часть населения получит возможность участвовать в процессе. Профсоюзы сидят за столом на условиях ротации, потому что все стороны решают, какие из этих организаций должны принимать участие в данном этапе переговоров.
В данный момент мы занимаемся подготовкой переговорного процесса. Первым вопросом будет избрание нового парламента в ноябре 2000 года, а чтобы выборы были справедливыми, нужно внести изменения в Избирательный кодекс. Я должен сказать, что президент и правительство согласны с теми пунктами, необходимыми для начала диалога, которые я назвал.
- Если переговоры будут успешными и в 2000 году будет избран новый парламент, соответствующий демократическим нормам, то снимет ли это автоматически вопрос о легитимности президента Лукашенко в глазах Запада?
- Вопрос состоит в том, насколько демократично потом удастся провести президентские выборы. Вопрос состоит в признании демократического мандата Лукашенко, и этого можно достичь только путем демократически приемлемой и международно признанной процедуры. Международные конвенции говорят, что государства признают друг друга вне зависимости от того, какое правительство находится у власти. Но сейчас Белоруссия не может претендовать на роль государства, которое стремится к демократическим преобразованиям.
- Так значит, все же президент Александр Лукашенко в глазах Европы сейчас нелегитимен?
- Нет, мы так не говорим. Мы говорим только, что истек демократический мандат и необходимы демократические выборы. Государства Европы не рассматривают его как демократического президента. Он был избран демократически легитимным путем в 1994 году, но затем, в результате пересмотра им Конституции, Запад не признал его действий. Демократически избранный президент может предпринять неконституционные шаги точно так же, как и человек, который не имеет демократической легитимности, может сделать что-то на этом пути. Государства признают друг друга, и Белоруссия является частью ОБСЕ. Президент поедет на саммит ОБСЕ, который состоится в Стамбуле. Но природа его взаимоотношений с другими участниками саммита будет зависеть от его реальных шагов, предпринятых внутри страны. Это очень сложные отношения, все находится в стадии трансформации. После 20 июля западные страны не прервали дипломатических отношений с Белоруссией. Но демократическая легитимность у Лукашенко отсутствует. Ее следует восстановить мирным путем, путем переговоров, предоставив одинаковые возможности для всех участвовать в выборах.
- Стороны, участвующие в переговорах, имеют слишком различный политический вес. Может оказаться так, что главным соперником Александра Лукашенко будет именно миссия ОБСЕ, Запад и его представления о демократии┘
-Я не думаю, что руководство республики рассматривает ОБСЕ и Запад как противника. Мы являемся ориентиром для страны по пути продвижения к демократии. Мы символизируем тот путь, который должен быть избран, если существует желание иметь стабильные отношения с Европой, США, а также и Россией. Белоруссия является частью ОБСЕ. Мы не требуем чего-то от республики, а предлагаем решение, которое отвечает ее собственным интересам. Если ее выбор состоит в том, чтобы продвигаться к демократии европейского стиля, то мы можем привлечь экспертов из разных стран мира - России, Украины, Польши, Прибалтики. Вопрос о том, продвигаться ли по пути к демократии, - это не решение одного человека, а процесс, затрагивающий большую часть людей, которые должны ознакомиться с основами демократического общества. Ни один день работы нашей миссии не был потерян. Мы постоянно давали представление правительству, оппозиции, как нужно идти к плюралистическому обществу. Переговоры предполагают, что вы на какой-то стадии готовы достичь компромисса в интересах страны. И это причина, по которой мы здесь и являемся партнерами каждой из сторон, хотя раньше они партнерами не были.
- В оппозиционной прессе Белоруссии переговоры часто оцениваются негативно. Видите ли вы у оппозиции желание действительно договориться?
- Белорусская пресса состоит из трех сегментов. Первый - правительственная. Она пока не писала о тех рамочных соглашениях, которые уже были достигнуты. Это, кстати, дает повод для критики оппозицией правительства, которое, по ее мнению, как-то хитрит. Второй сегмент - это независимые СМИ, которые в достаточной мере коммерциализированы. Они являются сторонниками переговоров и союзниками ОБСЕ в этом вопросе.
И, наконец, есть оппозиционная пресса, которая в течение достаточно долгого времени не поддерживала идеи переговоров и потому является оппонентом ОБСЕ здесь. Она предполагает, что США преследуют другую политику, нежели Европа.
- А это не соответствует действительности?
- Нет. Нашу стратегию поддерживают 53 страны и 54 парламента, в том числе и США. Все они единогласно приняли резолюцию, призывающую стороны к переговорам на Парламентской ассамблее ОБСЕ 10 июля в Санкт-Петербурге. Все эти разговоры в оппозиционной прессе, дезинформация и диффамация являются признаками недовольства. Но у кого есть лучшая идея, которая бы служила интересам двух сторон? Стоит ли основывать свою стратегию на дворцовом перевороте, на протесте масс? (В это время в оппозиционной прессе активно обсуждается возможность свержения Александра Лукашенко белорусской номенклатурой. - С.П.) Это очень серьезные шаги с непредсказуемыми последствиями.