НА НЕСКОЛЬКО дней необычные обстоятельства моего задержания и освобождения в Москве оказались в центре внимания не только средств массовой информации, но и многих политиков. Находясь под стражей, а затем в больнице, я не имел возможности в полной мере представить свою точку зрения на происшедшее. И вот теперь, уезжая из Москвы свободным человеком, я хотел бы дать свою оценку происшедшего.
Политическая борьба в Казахстане принимает самые острые формы. По одну линию фронта выступают сторонники свободного и демократического общества, а по другую - сторонники общества кланового и авторитарного. Но если демократические силы ведут ее цивилизованными и конституционными методами, то наши противники используют для расправы всю мощь находящегося в их руках государственного аппарата.
Выдвинутые против меня обвинения в неуплате налогов и в незаконном приобретении недвижимости в Бельгии грубо сфабрикованы Комитетом национальной безопасности Казахстана и давно уже разоблачены. Я со всей определенностью заявляю, что уплатил полностью налог с гонорара за свою книгу "Казахстан: время перемен". В распоряжении следователей имеются письмо председателя налогового комитета г. Алма-Аты, банковские счета, квитанции налогового комитета и другие документы, которые свидетельствуют о надуманности этого обвинения.
Еще более нелепой выдумкой является утверждение о том, что я и члены моей семьи незаконно владеют недвижимостью в Бельгии. Существует выписка из официального регистра недвижимости, которая свидетельствует о том, что мы не владеем в Бельгии домами, "замками", виллами и т.п. В российской и казахстанской прессе давно уже было выяснено, кто в действительности владеет приписываемыми мне домами.
Безосновательность обвинений не остановила спецслужбы Казахстана. Они решили вовлечь в преследования правоохранительные органы России, и в первую очередь Прокуратуру России, на которую пала бы ответственность за мою высылку в Астану. По сути, Прокуратура России должна была стать жертвой сознательной провокации своих казахстанских коллег.
Но эти расчеты не оправдались. Политические деятели России и многих иностранных государств заняли принципиальную позицию и выступили категорически против выдачи меня казахстанским спецслужбам. Они справедливо увидели в происходящем попытку расправы с политическим противником.
Я искренне благодарен тем, от кого зависела моя судьба в эти дни и кто помог мне сохранить свободу и доброе имя. Это не только политики, которые принимали решения, но и деятели российской культуры, подписавшие обращение в мою защиту, и многочисленные друзья, готовые помочь в любую минуту. Спасибо им всем.
Особую роль в моем освобождении сыграли земляки-казахстанцы. Находясь в больнице, я узнал о той волне протеста, которая поднялась на родине после моего задержания в Москве. Вся казахстанская оппозиция потребовала не допустить моей выдачи. У здания посольства РФ в Алма-Ате прошли пикеты, а несколько человек объявили голодовку.
Героизм этих людей может оценить только тот, кто знаком с казахстанским режимом. Демонстранты были арестованы и осуждены скорым и неправым судом, многие приговорены к заключению. Они заплатили своей свободой за мою свободу, и я в долгу перед ними.
Что касается новых обвинений в мой адрес, которые казахстанские спецслужбы упорно фабрикуют, то я готов оспаривать их в любом независимом и справедливом суде. Об этом я писал в своем обращении к президенту России Б.Н. Ельцину.
К сожалению, именно такого суда нет в моей стране. Как нет в ней, за исключением двух оппозиционных газет, независимых от властей средств массовой информации, нет свободы собраний, нет национального равноправия, нет процедуры честных выборов. За все это нашему народу, Республиканской народной партии Казахстана и другим оппозиционным движениям надо еще бороться. И я остаюсь активным участником этой борьбы.