ЭКОНОМИЧЕСКАЯ дезинтеграция на постсоветском пространстве, особенно усилившаяся после финансового кризиса 17 августа прошлого года в России, вновь заставляет глав государств СНГ задуматься над вопросом об объединении усилий для преодоления общих проблем. Пока президент Белоруссии Александр Лукашенко безуспешно объединяет свою страну с Россией, а казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев выступает с новыми интеграционными идеями, межгосударственные организации, созданные бывшими советскими республиками, - СНГ, Таможенный союз (ТС) и Центральноазиатский союз (ЦАС) продолжают демонстрировать свою недееспособность. Эти межгосударственные объединения с каждым днем все меньше влияют на ход процессов, происходящих в странах Содружества. Однако вымирание одной организации вынуждает к созданию другой - более способной решать как экономические, так и военно-политические, культурные, духовные вопросы и проблему безопасности стран СНГ.
Главный интегратор СНГ - президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает, что "Содружество Независимых Государств как институт сотрудничества теряет свои функции". На территории СНГ, по его словам, идет не интеграция, а дезинтеграция. "Государства, желающие сблизиться, сначала начинают сближать экономику", - отметил казахстанский президент, выступая перед журналистами после завершения последнего заседания глав правительств стран ТС в Астане. По его данным, начиная с 1991 г. товарооборот между странами СНГ сократился почти на 70%. Торговый оборот закавказских республик со странами СНГ за первое полугодие 1999 г. сократился на 40%, в том числе с Казахстаном - на 20%. Но Содружество не в состоянии влиять на ход интеграционных процессов, так как из трех тысяч документов, подписанных в рамках СНГ, по словам Назарбаева, выполняется только от 5 до 10%. Руководители правительств стран ТС на встрече 24 сентября в Астане "решительно сказали друг другу, что до тех пор, пока внешние границы Таможенного союза не будут закрыты и на территории государств ТС не будут работать единые таможенные правила, невозможно говорить об оживлении экономических отношений", - отметил г-н Назарбаев.
Однако казахстанский президент выступает за интеграцию не только в рамках ТС, но и во всей Центральной Азии. Выступая 29 сентября на международной встрече деятелей культуры и науки Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, Назарбаев высказался за создание "единого геополитического и геоэкономического пространства в Центральной Азии". "Наша стратегическая, экономическая цель, - подчеркнул Назарбаев, - это формирование единого экономического пространства, единой торгово-таможенной зоны, единого валютного союза и единой экономической стратегии". Как пояснил он, речь идет о создании такой интеграции государств, которая уже есть в Западной Европе. Для этого у стран Центральной Азии (ЦА), по его мнению, имеются более прочные предпосылки, чем в свое время у европейских стран. К ним можно отнести общность следующих факторов - внешних угроз, культурно-исторических корней, религии, экологических проблем. Кроме того, сказал он, от Советского Союза "нам достались общие экономические, финансовые, образовательные и экономические стандарты". Регион, считает Назарбаев, является "исключительно энергонасыщенным", а одно из главных географических и экономических преимуществ - транспортные ресурсы. Поэтому для реализации потенциала ЦА "необходимо единство стран региона". Господин Назарбаев считает, что для усиления интеграционных процессов государства региона также "должны проводить совместную инвестиционную политику".
Трудно не согласиться с аргументами президента Казахстана в пользу интеграции в ЦА. Однако не все зависит от желаний и возможностей "главного интегратора" СНГ, который уже неоднократно выступал за фундаментальное реформирование Содружества, за придание ему большего экономического динамизма, не допуская при этом политизации его структур. Он же автор и идеи создания Евразийского союза, и "Десяти шагов навстречу к простым людям", и один из идеологов создания ТС и ЦАС. Но многие его предложения не находят должной поддержки у президентов стран СНГ. Некоторые политики в Москве в предложениях Назарбаева видят попытки казахстанского президента не допустить единовластия России в СНГ, ослабить российское влияние в ЦА и экономически и политически отдалить Казахстан от его северного соседа. В то же время в Ташкенте, наоборот, Назарбаева обвиняют в том, что он стремится реанимировать СССР, усилить через ТС и другие региональные организации влияние России в ЦА и т.д.
Кроме того, между Астаной и Ташкентом идет открытая борьба за региональное лидерство. Поэтому предложение одной стороны, если оно даже очень выгодно обоим государствам, не находит должной поддержки у другой. Иногда случается, что открытая конкуренция между Казахстаном и Узбекистаном приводит к тому, что многие идеи президентов, относящиеся даже к проблемам региональной безопасности, остаются так и не реализованными. Нурсултану Назарбаеву будет очень трудно содействовать и созданию единого геополитического и геоэкономического пространства в ЦА. Во-первых, президент Узбекистана Ислам Каримов всегда выступает категорически против создания какой-либо региональной организации с какими-то наднациональными управленческими структурами и ее даже малейшей политизации, а создание единого геополитического и геоэкономического пространства в ЦА предусматривает, в частности, и это. Во-вторых, Узбекистан всегда был против введения единой валюты хоть в СНГ, хоть в любом другом межгосударственном объединении. В-третьих, Узбекистан не входит в ТС. В то же время руководители стран ТС, в частности Назарбаев, предлагают закрыть внешние границы ТС. Если это предложение руководителей государств Таможенного союза будет реализовано, то Казахстану как члену ТС придется закрыть свои границы с Узбекистаном. В-четвертых, уже более двух лет идет таможенная война между Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией, входящими с февраля 1994 г. в единое таможенное пространство и создавшими Центральноазиатский союз. Сначала, с 1 ноября 1997 г., президент Узбекистана Ислам Каримов, не согласовав свое решение со своими экономическими партнерами в регионе, издал указ об освобождении от экспортных пошлин узбекских товаров, поставляемых в страны СНГ, что вызвало недовольство правительств Казахстана и Киргизии. После этого указа Каримова внутренние рынки Казахстана и Киргизии оказались незащищенными перед дешевыми товарами, поступающими из Узбекистана, и в итоге ряд киргизских и казахстанских предприятий обанкротились, не выдержав конкуренции с узбекскими товаропроизводителями. Положение казахстанских предприятий особенно ухудшилось после девальвации национальных валют России, Узбекистана и Киргизии в 1998 г. Поэтому в феврале 1999 г. правительство Казахстана, также не согласовав свое решение с Ташкентом и Бишкеком, вынуждено было ввести 200-процентную таможенную пошлину на товары, ввозимые в республику из Узбекистана и Киргизии. Таким образом, все надежды, связанные с развитием ЦАС, были похоронены. Напомним, что ЦАС был создан в феврале 1994 г. как единое таможенное пространство Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Несогласованность таможенных тарифов странами, входящими в ТС и ЦАС, разрушает устои этих организаций. Если даже удастся укрепить ТС, то перспективы ЦАС и идеи создания единого геополитического и геоэкономического пространства в ЦА более чем мрачны. Поэтому есть все основания полагать, что новые интеграционные идеи Назарбаева, как и предыдущие, останутся всего лишь добрыми намерениями и, к сожалению, не имеют практически никаких шансов быть реализованными.