НА ДНЯХ практически все газеты Армении и зарубежной армянской диаспоры опубликовали заявление шести виднейших иерархов Армянской Апостольской Церкви, в котором выражается глубокая обеспокоенность ситуацией, складывающейся накануне предстоящих 26 октября выборов нового, 132-го Католикоса всех армян. В документе, подписанном руководителями Эчмиадзинской, Константинопольской, Иерусалимской, Арцахской (Нагорно-Карабахской), Российской и Восточно-Американской епархий, утверждается, что нормальному процессу выборов угрожает открытое вмешательство светской власти. В заявлении, в частности, сказано, что "высшие эшелоны власти достигли консенсуса в пользу одного из кандидатов, которого они и пытаются возвести на престол католикоса. Таким образом, мораль и законность в процессе выборов Католикоса всех армян поставлены под угрозу, что чревато непредсказуемыми последствиями". Архиепископ Арцаха (Нагорного Карабаха) Паргев Мартиросян сообщил, что о своем выборе власти объявили в ходе "конфиденциальной встречи некоторых лиц с местоблюстителем патриаршего престола и предстоятелем Константинопольской епархии". И хотя имя кандидата, которого предпочло политическое руководство страны, официально не называется, все твердо убеждены, что речь идет о руководителе Араратской епархии архиепископе Нерсесяне. По одной из версий, в его пользу активно лоббирует весьма могущественная в финансовом отношении фигура из зарубежной диаспоры, и именно это обстоятельство повлияло на выбор властей, ибо, как известно, государственный бюджет Армении пребывает в незавидном состоянии. Пресс-секретарь президента республики Ваге Габриелян опроверг утверждение о вмешательстве светской власти в церковные дела. В то же время он не отрицал, что у президента Роберта Кочаряна действительно имеется по этому поводу собственное мнение.
Освещая возникшую ситуацию, газеты сравнивают ее с обстановкой накануне предыдущих выборов всеармянского духовного пастыря в 1995 году. Напомним, что тогда президент Левон Тер-Петросян поддержал руководителя западной ветви Армянской Церкви Киликийского католикоса Гарегина. Это объяснялось стремлением ликвидировать раскол, возникший между Эчмиадзином и Киликийским престолом после установления в Армении советской власти. На протяжении более 70 лет западно-армянские церковные структуры были неподконтрольны Эчмиадзину и сыграли огромную роль в сохранении и консолидации армянской диаспоры во всем мире. Но с обретением Арменией независимости причины, приведшие в начале 20-х годов к расколу, потеряли актуальность. На патриарший престол в 1995 году вступил представитель западно-армянских церковных кругов, что укрепило связи Еревана с диаспорой. Сегодня, однако, Армянская Апостольская Церковь оказалась на пороге нового, причем более опасного раскола иерархии; подписавшие беспрецедентное по своей резкости заявление угрожают, что, если власти не прекратят давление, они будут бойкотировать выборы главы Армянской Церкви. А если тем не менее Католикосом станет правительственный ставленник, то возглавляемые ими епархии могут выйти из подчинения Эчмиадзина. Это означает, что эчмиадзинский престол может потерять как минимум треть своей паствы, а его авторитет в диаспоре ощутимо пострадает, как, впрочем, и имидж властей Армении. Помимо морального ущерба Эчмиадзин, а значит, косвенным образом и государство понесут ощутимый материальный ущерб. Если же учесть, что одним из вдохновителей выступления иерарха в церкви является духовный предводитель Нагорного Карабаха архиепископ Паргев, не без оснований рассчитывающий сам занять архипасторский престол Эчмиадзина, дальнейшее углубление конфронтации между светской властью и авторитетными представителями церкви способно привести также и к негативным политическим последствиям.
Ереван