0
899
Газета СНГ Интернет-версия

05.10.1999 00:00:00

Перспективы военной операции

Тэги: Чечня, Грозный, Ичкерия, Путин


РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ в Москве политические меры в отношении Чечни столь же неясны, как и перспективы военной операции. Вернее, если воспринимать действия и заявления российского руководства буквально, то замыслы Кремля и Белого дома кажутся не вполне адекватными и наводят на мысль о существовании более "хитрого" плана. Именно таким стало заявление премьер-министра РФ Владимира Путина о признании полномочий чеченского парламента созыва 1996 года, которое в Грозном вполне справедливо расценили как подарок нынешним военно-политическим силам Ичкерии, поскольку менее влиятельных политиков, чем завгаевские депутаты, удостоившиеся аудиенции премьера в пятницу, трудно найти не только в Чечне, но и в Москве и даже в Танзании. Кстати, бывший вице-премьер завгаевского правительства, депутат пресловутого парламента-96 Абдулла Бугаев, хоть и отметил специально, что он не является сторонником Масхадова, все же напомнил в интервью Интерфаксу, что срок полномочий этого органа истек в июле 1998 года. По его словам, парламент избирался на переходный период сроком на два года. Сам Бугаев не намерен участвовать в деятельности парламента, "исчерпавшего свой временной и политический потенциал", и считает, что легитимность Масхадова была признана президентом Ельциным, иначе он не стал бы подписывать с ним договор о мире, а действующий в Чечне парламент, избранный одновременно с Масхадовым, поддерживается большинством жителей.

Тем не менее решение Владимира Путина не могло не вызвать реакции со стороны российских политиков. Те из них, кто воспринял эту инициативу всерьез, пытались осторожно предостеречь российское руководство от повторных ошибок в играх с московскими ставленниками. Экс-премьер РФ Сергей Степашин, например, напомнил о том, что из поддержки Доку Завгаева ничего хорошего не получилось. Кстати, Степашин был в числе тех представителей Москвы, кто в 1996 году отговаривал Завгаева проводить парламентские выборы (вернее, пародию на них). "Если все это затеяно для того, чтобы на наших танках привезти новое чеченское правительство в Грозный, то это печально", - подчеркнул Степашин.

Бывший председатель Верховного Совета России Руслан Хасбулатов, в свою очередь, говоря об авторитете депутатов-96, заявил: "То обстоятельство, что они не смогли при мощной поддержке федерального Центра удержать власть в Чечне и заручиться поддержкой населения, говорит о многом".

Однако большинство политиков не отнеслись к планам Владимира Путина буквально, считая их частью более сложной комбинации. Так, председатель Совета Федерации Егор Строев считает, что федеральный Центр должен активно подключать к диалогу все активные политические силы в Чечне и за ее пределами. Тот же Сергей Степашин предположил, что "это, по всей видимости, лишь один из вариантов выхода из чеченского тупика, который рассматривается российским правительством".

Но главной своей цели, если попытаться разобраться в его словах, Владимир Путин все же добился, и теперь в российских политических кругах активно обсуждается легитимность самого Аслана Масхадова, хотя до этого его полномочия ни у кого не вызывали сомнений. Неожиданный ход российского премьера, кажется, стал поводом для прорыва давно накапливаемых настроений. Так, мэр Москвы Юрий Лужков, как никогда раньше поддерживающий действия российского правительства, заявил, что ни один орган чеченской власти сегодня не может быть признан легитимным, потому как ни одни из проведенных в Чечне в 1996-1997 годах выборов нельзя назвать состоявшимися. Более того, по его словам, говорить о нелегитимности нынешних чеченских властей можно с гораздо большими основаниями. "Масхадов не признает РФ, а Россия не признает Масхадова", - заявил Лужков.

Под решение о непризнании Масхадова уже даже подводится правовая база. Глава комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Сергей Собянин считает, что согласно российским законам нынешний президент Чечни не является легитимно избранным главой республики, поскольку он избирался "по своим чеченским законам", а не по законам России.

Для чего же Москве понадобилось ослабление позиций Масхадова? Что бы это ни было, вероятность жестоко просчитаться очень высока. Но, похоже, вырисовывается следующая картина, детали которой дополняются высказываниями уже упомянутых политиков. Москва действиями своих войск создает "зону, свободную от мятежников", на левом берегу Терека. Одновременно поднимается вопрос о принадлежности северных районов Чечни, ранее входивших в состав Ставропольского края, и пересмотре существующих административных границ. Кстати, главы будущих администраций этих районов уже побывали на приеме у Владимира Путина и сейчас, выражаясь словами одного из них, готовятся перебраться "поближе к родине". После первого шага "по мирному возвращению Чечни в лоно РФ" можно будет либо провести переговоры с Масхадовым (когда "это будет выгодно России"), либо продолжать решение задач по уничтожению боевиков, стабилизации положения в республике на основе принципов Конституции РФ, а затем - провести выборы и признать избранную по их результатам власть легитимной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1722
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1073
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
779
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1058

Другие новости