ПРЕЗИДЕНТ Белоруссии Александр Лукашенко по непредсказуемости своих действий уже давно соревнуется с президентом России Борисом Ельциным. Точно так же, как и в России, окружение белорусского лидера постоянно списывает его резкие и неудачные высказывания, несовместимые с президентским статусом, на эмоциональное состояние, которое обостряется при виде каких-то негативных факторов. По всей видимости, белорусский президент не знает середины, и сегодня с той же горячностью, как когда-то критиковал Запад, обрушился с критикой на Россию и ее руководство.
Во время посещения в городе Минске родильного дома # 2 Александр Лукашенко резко критиковал Союзный договор, который должен был быть вынесен на всенародное обсуждение как раз 1 октября этого года. По его мнению, предлагаемый российской стороной проект нового Союзного договора "практически ничем не отличается от ныне действующего".
"Там только заменили "Высший совет Союза" на "Государственный" и так далее. Что от этого изменится? Стыдно сегодня говорить, но этот договор по своей сути и содержанию не соответствует своему названию. О чем дальше можно говорить? Это посмешище, а не договор",- заявил белорусский президент. Так Александр Лукашенко высказался о работе совместной белорусско-российской группы, которая на протяжении десяти месяцев готовила документ, о ходе работы над которым постоянно ему докладывала.
Одним из поводов для таких резких высказываний президента послужило заявление российского политика Григория Явлинского на канале НТВ о том, что Лукашенко нужно научиться жить по средствам, а Россия больше не в состоя-нии поддерживать своего союзника.
Александру Лукашенко надоели высказывания некоторых российских политиков о том, что Белоруссия - это "черная дыра" для российских денег и гиря на ногах нашей страны. По его мнению, торпедирование Союзного договора с российской стороны идет по указке Запада.
Главной же причиной крайнего недовольства Александра Лукашенко явился тот факт, что, несмотря на все усилия белорусской стороны, так и не удалось создать такой Союзный договор, в котором бы предусматривалось единое руководство, посты президента и вице-президента, единые экономические условия для субъектов хозяйствования. Это, по сути, лишает президента Белоруссии возможности для активного вмешательства в политическую жизнь России. Уже ни для кого ни секрет, что Александр Лукашенко видит себя среди элиты российских политиков, причем не на второстепенных, а на самых главных ролях. Такая бурная реакция на явную неудачу может (и наверняка будет) трактоваться весьма неоднозначно в российских политических кругах. И даст лишний повод порассуждать на далеко не бесспорную тему о том, нужен ли России такой политик, как Александр Григорьевич Лукашенко.
То, что союз между двумя республиками необходим, признают практически все серьезные политические деятели. Но далеко не все склонны отождествлять Белоруссию с фигурой ее президента, который не склонен в достаточно уважительной форме относиться к руководству России и ее законам. Если Александр Лукашенко может заявить о том, что в его республике президент не видит смысла в опубликовании текста договора, потому что по Конституции может подписать документ сам, то в России с законодательством дело обстоит весьма непросто. Для проведения референдума нет достаточной законодательной базы, а для подписания радикального варианта договора вообще требуется внести изменения в Конституцию, что требует длительного времени.
Для подписания радикального варианта договора пока нет никаких условий. Наверное, это Александр Лукашенко хорошо знает. Даже если отбросить политический аспект проблемы, то разница между путями экономического развития двух государств за последнее время была значительна. Интересы крупной страны, ориентированной на экспорт сырья, и небольшой республики, не имеющей сырьевой базы, к примеру, в таможенной сфере вообще противоположны. До сих пор, несмотря на немалые усилия, не удалось преодолеть противоречия в валютной сфере, в таможенном законодательстве, в сфере энергетики. И даже если отбросить разговоры о "гире" и "черной дыре", то следует признать: прежде чем объединяться, нужно решить все эти проблемы.
Вчера президент Белоруссии негативно высказался и о своем российском коллеге. Эта линия у Александра Лукашенко наметилась с лета этого года после выступления на сессии Союзного парламента в Минске. Но если тогда он уточнил, что его неправильно поняли, то сегодня он высказывается уже более откровенно: "Если его (договор. - "НГ") с Ельциным не подпишем, извините, у меня еще есть время с кем-то его подписать".
В высказываниях Александра Лукашенко сквозит обида на то, что Союзный договор и процесс интеграции политики России используют в своих целях. Он отметил, что если два президента целый год не могут встретиться, чтобы обсудить друг с другом проект договора, поработать над ним, то о каком договоре может идти речь? "По-видимому, - сказал президент, - это нужно, чтобы разыграть белорусскую карту перед выборами в России. Однако поступать с нашим государством подобным образом никому не будет позволено". Но между тем как политик он должен знать, что на политической арене существуют не только президенты, но и другие политики, которые тоже претендуют на роль первого лица государства. С их точки зрения, связать себя с Союзным договором, чтобы обезопасить от критики, - это не более чем удачный политический ход, который тем не менее не может гарантировать претенденту на пост вице-, а затем и президента объединенного государства полную неприкосновенность. Особенно если принимать во внимание его далеко идущие политические амбиции. И именно нерешенность основных проблем во взаимоотношениях между нашими странами и дает им возможность усомниться в плодотворности союза для наших государств. А в том, что они не решены, не вина единственно России, ее президента и политиков. Легко, как это пытаются сделать белорусские власти, валить все на нежелание России и козни врагов объединения. Но значительную часть ответственности за это Александр Григорьевич должен взять и на собственные плечи.