СУДЯ по всему, нефтяной фактор еще долго будет определять как внутреннюю, так и внешнюю политику Азербайджана. Во-первых, нефть - пока что единственное богатство республики, во-вторых, цена на этот вид топлива так же не стабильна, как и нынешнее экономическое состояние Азербайджана. Кроме того, нефтяные контракты Баку настолько политизированы, что даже на малейшие изменения в составе одного из международных консорциумов, созданных для разведки и добычи "черного золота" в азербайджанском секторе Каспийского моря, приходится смотреть через призму политической конъюнктуры. Но, как показывает мировая практика, политику в конечном итоге все равно определяет экономический фактор, и с этим обстоятельством вынуждены согласиться даже многочисленные нефтяные компании США, которые после развала СССР стремились захватить как можно больше природных богатств бывших советских республик. Для этого со странами СНГ заключались и заключаются многочисленные контракты на освоение нефтяных и газовых месторождений в Каспийском регионе и странах Центральной Азии. Естественно, эти контракты вначале обещали баснословные инвестиции в экономику этих стран. Но спустя несколько лет выяснилось, что американские нефтебароны вовсе не хотели быстро освоить нефтяные запасы региона и инвестировать крупные суммы в проекты, заключенные со странами СНГ, а пытались лишь обеспечить эти месторождения для себя на будущее.
"НГ" уже писала о том, что американские компании любыми способами пытаются затормозить или хотя бы замедлить реализацию этих контрактов. Поэтому, когда дело доходит до экономической целесообразности проекта, американцы либо открыто отказываются вложить солидные суммы, либо покидают международные консорциумы, созданные для реализации нефтяных контрактов. Причем, как показывает опыт Азербайджана, нефтебароны США при заключении соглашений с Баку всерьез не интересовались реальными запасами нефти в азербайджанских месторождениях. В результате после первых же разведочных бурений, когда "черное золото" либо вообще не обнаруживается, либо обнаруживается в небольшом количестве, американские компании покидают нефтяные проекты Баку. Таким образом, международные консорциумы самораспускаются один за другим, как это было с нашумевшим проектом "Карабах", названным вторым "контрактом века". Иностранные инвесторы, не найдя достаточных запасов нефти в этом месторождении, разошлись, понеся при этом убытки в десятки миллионов долларов.
О том, что американцы вовсе не намеревались вкладывать крупные деньги в экономику Азербайджана, свидетельствует и тот факт, что на днях американская Atlantic Richfield Company (ARCO) вышла из нефтяного проекта Д-222 ("Ялама") на азербайджанском шельфе Каспия, в котором она выступала партнером российского "ЛУКОЙЛа". Соответствующее соглашение было подписано 15 сентября нынешнего года, и "ЛУКОЙЛ" вновь стал обладателем 60% акций проекта.
Соглашение на совместную разведку и разработку блока Д-222 между Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) и "ЛУКОЙЛом" (60%) с предполагаемым объемом инвестиций в 2,5 млрд. долл. было подписано в Кремле в июле 1997 г. в ходе первого официального визита президента Азербайджана Гейдара Алиева в Москву. Впоследствии "ЛУКОЙЛ" переуступил 46% из своей доли своему стратегическому партнеру - американской ARCO, и доли участников проекта до середины сентября этого года распределялись следующим образом: ГНКАР - 40%, "ЛУКОЙЛ" - 32,4%, ARCO - 27,6%. Но после объединения ARCO с британско-американским альянсом BP/Amoco и отказа последнего от участия в проекте доля "ЛУКОЙЛа" вновь составила 60%. Причем американская сторона затормозила реализацию контракта, и, несмотря на то что после подписания этого соглашения прошло более двух лет, ARCO ничего не вкладывала в проект, что подтверждают и слова президента компании LUKARCO Operation Company Ltd. Рима Багманова. Отвечая на вопрос о возможных сроках проведения буровых работ, г-н Багманов признал, что "из-за позиции ARCO было потеряно время" и начало реализации проекта задержалось.
Многочисленные нефтяные контракты между Вашингтоном, Баку и Астаной были подписаны с целью экономически выдавить Россию из зоны Каспия. Однако Россия находится по соседству с Каспием, а США - далеко от него. Поэтому Вашингтону трудно укрепиться в регионе без крупных инвестиционных вливаний в экономики прикаспийских стран ввиду своей географической удаленности. В этом смысле России даже при небольших финансовых возможностях легче экономически укрепиться в Каспийском регионе. Благодаря "ЛУКОЙЛу" Москва участвует в некоторых экономически целесообразных нефтяных проектах Баку.
Другой российский участник азербайджанских нефтяных проектов - это московская Центральная топливная компания (ЦТК). В частности, за ЦТК в проекте "Инам" закреплено 12,5% участия. ЦТК уже вложила в осуществление этого проекта 10 млн. долл. Месторождение "Инам", запасы которого оцениваются в 100 млрд. куб. м газа, считается одним из самых перспективных проектов Баку. Если российские компании со стороны Москвы получат и достаточную политическую поддержку, то они основательно могут укрепиться в Каспийском регионе.
Что касается нефтебаронов США, то в проектах Баку останутся лишь самые крупные американские компании, которые и будут получать политическую поддержку со стороны Вашингтона. Мелким и средним нефтяным компаниям США политизированные проекты Азербайджана явно не под силу. Они покидают и будут покидать нефтяные проекты Баку. Так, американская McDermat два года назад полностью продала свою долю участия в "контракте века" японской Itochu, а Pennzoil уменьшила свое участие в этом проекте до минимума, переуступив часть своей доли этой же японской компании.
Однако России вовсе не следует надеяться на ослабление влияния США в регионе. Американские компании, участвуя в нефтяных проектах прикаспийских стран, заботятся не только о своей экономической выгоде, но и решают глобальные геополитические задачи Вашингтона в этом регионе, следовательно, со стороны администрации США им всегда будет оказана необходимая политическая поддержка. Вашингтон не скрывает, что в случае необходимости он намерен всеми средствами, в том числе и военными, добиться укрепления этих компаний, а соответственно и своего влияния в стратегически важном Каспийском регионе. Это означает, что компании США и впредь будут играть доминирующую роль в международных проектах прикаспийских стран, а значит, в ближайшем будущем в реализации нефтяных соглашений как Азербайджана, так и Казахстана и Туркмении ничего существенного не изменится.