КОГДА в марте 1997 года украинское правительство провело тендер на право получения лицензии на радиочастоты в стандарте сотовой связи GSM-900, его неожиданно выиграла компания "КиевСтар", капиталы которой в то время составляли лишь 17-18 тыс. долларов. Абсурдность решения чиновников Фонда госимущества, отдавших предпочтение никому не известной и никак не зарекомендовавшей себя компании, трудно объяснима, ведь в тендере участвовали мировые лидеры сотовой связи, среди которых "Motorola", "BK Telecom", "Daewoo", а также крупные отечественные компании "Украинская мобильная связь" (УМС), "Украинские радиосистемы" (УРС).
Задолго до проведения тендера экспертный анализ украинского рынка сотовой телефонной связи показывал, что компании УМС и УРС внесли большой вклад в развитие коммерческой части сети GSM. В частности, УМС к моменту проведения тендера работала на украинском рынке более пяти лет, ее инфраструктура охватывала восемьдесят городов Украины. При этом компания выполняла все свои обязательства перед государством, а 51% акций УМС принадлежали государственной компании "Укртелеком". УРС также уже давно финансировала проект GSM. Поэтому обе украинские компании назывались экспертами в числе основных фигурантов на победу. Однако победила "КиевСтар". Еще более сенсационным стало решение ряда российских компаний (в числе которых, по сообщениям российских СМИ, АО "Спутник-5" и АО "Спутник-6"), которые не только приняли предложение "КиевСтар" о совместной деятельности на украинском рынке, но и инвестировали в развитие карликовой компании огромные финансовые средства.
Оказалось, что далекие от политических битв проблемы приватизации украинской сотовой связи имеют прямое отношение к нынешнему президентскому предвыборному марафону на Украине. Так, в числе собственников и в должности заместителя директора компании "КиевСтар" числится дочь Леонида Кучмы Елена Франчук. Крупным пакетом акций владеет брат жены украинского президента Юрий Туманов. А президент "КиевСтар" Игорь Литовченко является близким родственником одного из руководителей Фонда госимущества. Именно по этим причинам, как утверждают политические оппоненты Леонида Кучмы, "КиевСтар" выиграла тендер и получила "неограниченный кредит" от российских бизнесменов.
В принципе любой инвестор, вкладывающий деньги в гипотетически прибыльную компанию, обязан думать о гарантиях безопасности и успеха своего бизнеса. По учебнику Самуэльсона, источником получения прибыли может быть, например, разница между доходами и издержками. Но на рынке "по-украински, по-президентски" экономические законы подменяются семейными интересами и подчинены главной цели - переизбранию Леонида Кучмы на второй срок. Поэтому президентская "крыша" для российских инвесторов - весьма условная гарантия не только получения дивидендов, но и возвращения денег. Об этом свидетельствует и то, что в одном из американских аналитических обзоров, подготовленных к проведению экономического форума в Давосе, подчеркивалось, что Украина - в числе лидеров стран с наибольшим уровнем взяточничества, коррупции в политике и уклонения от налогов. Понятно, что политические риски для российских бизнесменов существенно уменьшились бы, если бы они в экономическом сотрудничестве делали ставки не на политиков, стоящих у власти, и протежируемые ими фирмы, а на те украинские компании, которые в результате стабильной работы завоевали себе авторитет на рынке мобильной связи.
Все украинские газеты, подконтрольные нынешнему президенту, дружно отмечают блестящую маркетинговую политику "КиевСтар", а рекламные щиты на улицах Киева сообщают, что "достижения "КиевСтар" адресованы 20 тысячам абонентов". Но специалисты утверждают, что компания сотовой связи, руководимая родственниками Леонида Кучмы, работает плохо. Она так и не смогла осуществить декларируемые проекты, несмотря на то что деньги на их реализацию добываются на самом высоком уровне. По сообщениям украинской прессы, совет директоров Европейского банка реконструкции и развития рассматривает возможность выделения 4,23 млн. долларов в виде кредита для "КиевСтар". В то же время любые попытки официальных фискальных органов проконтролировать эффективность использования международных и отечественных кредитов пресекаются президентским окружением. Вполне возможно, что инвестируемые в украинский бизнес российские капиталы являются нелегальной формой финансовой помощи Леониду Кучме в его притязаниях на президентское кресло на новый срок. Но, впрочем, все это не имеет никакого отношения к кризису экономического сотрудничества Москвы и Киева. Товарооборот между двумя славянскими странами, как известно, за последние пять лет упал на 5 млрд. долларов.