0
1245
Газета СНГ Интернет-версия

29.09.1999 00:00:00

К власти должны прийти молодые политики

Тэги: Рада, выборы


Александр Ржавский

- АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, что повлияло на ваше решение баллотироваться в президенты Украины?

- Знаете, однажды, где-то в середине девяностых, я хотел уехать за границу. Мое желание определялось тем, что у нас процветал чиновничий беспредел, царили разруха, правительственная чехарда, отсутствовали правовые условия для нормального бизнеса, в котором я с 1988 года. Но затем подумал: почему я, который родился на этой земле, где похоронены мой отец, мой дед, должен эмигрировать только потому, что бюрократы, временщики уродуют, уничтожают, крушат мою родину? Я решил пойти в политику, стать народным депутатом. В прошлом я шахтер, и хотя Донецк на Украине считается красным поясом, тем не менее в Верховную Раду избрали меня, а не коммуниста, баллотировавшегося по моему избирательному округу. Но когда я пришел в парламент, то понял, что на Украине дефицит не нефти и газа, а кризис нравственности в политике, недостаток профессионалов-управленцев, государственников. Для того чтобы Украина стала богатой, благополучной и цивилизованной европейской державой, необходимо, чтобы во власть пришло новое поколение политиков, которые не обременены стереотипами прошлого, психологией и традициями совковых секретарей райкомов и обкомов.

- Вы правый или левый, рыночник или сторонник планового регулирования?

- Конечно же, я последовательный приверженец рыночной модели строительства государственного устройства. Мой небольшой опыт предпринимательства свидетельствует, что только рынок является мощной движущей силой экономического роста. Многие в прошлом усвоили, что об их благополучии позаботятся правительственные чиновники, привыкли к тому, что центр определял, что где производить, по каким ценам и в каких количествах. А в рыночной экономике, как бы это ни звучало парадоксально, ни один человек или организация не несут ответственности за производство, потребление, распределение и цены. Но, конечно же, не следует поддаваться иллюзиям, что по мановению волшебной палочки на Украине возникнут законодательство, обеспечивающее рыночные механизмы, товарные биржи, капиталы, инвестиции. Впрочем, самое главное сегодня, я повторюсь, - это экономисты-управленцы, государственники, люди, которые не только усвоили экономические знания, но и имели бы практический опыт предпринимательства, банковского дела, государственной службы, решения социальных проблем. В то же время я не витаю в облаках, в решении нынешних экономических проблем Украины роль государственных институтов огромна.

- Если я правильно понял - вы за рынок, но переходный период должен каким-то образом регулироваться государством?

- Электростанции, крупные предприятия металлургической промышленности, машиностроения, транспортная инфраструктура, связь, то есть те отрасли, в которые был вложен труд миллионов людей, почему в одночасье должны стать акционированными, частными? У нас нет необходимой законодательной базы для цивилизованной приватизации, и боюсь, что украинские Ротшильды появились бы быстро, если бы началась приватизация естественных монополий. Собирание налогов, армия, пенитенциарная система, национальная метеорологическая служба, строительство общенациональных дорожных инфраструктур, фундаментальная наука, образование, социальные программы - этим должно заниматься государство.

- Учитывая, что вы бывший горняк, скажите, шахты могут быть рентабельными?

- В Верховной Раде мы инициировали создание специальной комиссии для расследования причин закрытия шахт на Украине. С демографической точки зрения, шахты - это отдельно расположенные поселки в 20 тысяч человек, разрушается мгновенно их инфраструктура - детские сады, школы, магазины. И у людей нет средств для того, чтобы переехать в город, купить жилье и нормально жить. В этом случае государство будет вынуждено платить этим людям социальные пособия, а для нормальной работы шахт нужны отнюдь не льготы, а нормальная ценовая политика, решение проблем налогообложения, создание условий для стимулирования добычи угля.

- Вы являетесь лидером общественно-политической организации "Едына родына" ("Единая семья"), которая в перспективе, видимо, станет политической партией?

- "Едына родына" уже сегодня политическая партия, является влиятельным субъектом политических процессов на Украине и зарегистрирована Минюстом 30 апреля этого года. Партия и выдвинула меня кандидатом в президенты Украины. "Едына родына" - всеукраинская политическая организация и имеет партийные ячейки во всех украинских регионах. Идея создания партии, которая ориентировалась бы в своей деятельности на общечеловеческие ценности, возникла у меня еще в 1997 году. Лозунги нашей партии просты и всем понятны: защита интересов семьи. Мы рассматриваем семью не только как близких родственников, но и как единство, как объединение людей, сплоченных общими интересами.

- Если вы станете президентом, вы будете что-то менять в политическом устройстве Украины?

- Конечно, во-первых, губернаторы должны избираться людьми, а не назначаться сверху. Получить депутатский мандат политик может исключительно мажоритарным путем. На мой взгляд, политическая система Украины была бы более устойчивой, если бы наш парламент был двухпалатным. Президент часть своих полномочий должен передать парламенту. Сегодня президент может делать все что угодно, и нет процедуры привлечения его к ответственности.

- Сегодня вам поступают предложения от претендентов в президенты о том, чтобы вы сняли свою кандидатуру в их пользу?

- Поступают. Но я играю свою игру. "Едына родына" - это партия единомышленников, мы уверены в своей силе и в будущем нашей политической деятельности. Мне предлагали высокие государственные посты. Меня как кандидата на высший государственный пост, к сожалению, отлучили от СМИ, но если бы я смог где-нибудь на полянке посадить 39 миллионов украинских избирателей и два часа с ними пообщаться, я бы стал президентом.

- Кстати, в какой мере вас как кандидата допускают в СМИ?

- Партия власти просто старается нигде не упоминать ни моего имени, ни фамилии. Многие кандидаты торгуются: за пост генпрокурора, министра, а я не хочу превратиться в гнилую подпорку государству, которое сегодня тонет, как "Титаник". Я хочу сегодня изменить философию управления страной.

- Участие в выборах - дорогое удовольствие? Вас кто-либо поддерживает из украинских предпринимателей?

- Безусловно, но в рамках закона. Я сам не бедный человек. В своей декларации о доходах я указал, что в 1998 году мои доходы составили один миллион 357 тысяч гривен (ориентировочно 315 тыс. долл. - "НГ").

- Для того чтобы раскрутить политика общенационального уровня, есть объективные критерии, необходимо время. Вы на сегодня - раскрученный политик?

- Нет, конечно, и воспринимаю это нормально. Если бы я сказал, что я стану президентом, это были бы скорее медицинские показания, нежели серьезные политические прогнозы.

- В какой мере российская политическая элита в состоянии повлиять на президентскую кампанию на Украине?

- Сегодня Россия повлиять на наши выборы не способна. ОРТ на Украине практически не смотрят, НТВ доступно лишь пяти процентам населения. Русские на Украине будут голосовать за кандидата, руководствуясь не национальными, а более широкими социальными интересами. А российские специалисты по PR, как правило, глубоко не знают политическую Украину. Украинец отличается от россиянина. У россиянина гарантии безопасности - ядерное оружие, огромная держава, которая, в случае если припрут к стенке, может позволить из своей карты вырезать один квадратный сантиметр где-то за Байкалом, отдать друзьям-капиталистам в пользование за долги. Украине нечего отдавать.

- На Украине должно быть два государственных языка или один - украинский?

- Государственный язык есть государственный, он должен быть один. Что касается обучения - школ, институтов - это должно строиться исключительно по желанию людей, по законам целесообразности.

- Обычно политик хорош тем, что он предсказуем, стабилен, внешняя политика должна быть также предсказуема, а вы выступаете за денонсацию невыгодных для Украины договоров.

- Невыгодные для Украины договоры - те, которые на Западе также считаются невыгодными. То есть существуют договоры, которые заключались за взятки. Когда с Украины, к примеру, берут 28 процентов годовых за финансовый кредит, это преступная акция, которая должна быть пресечена.

- Вы приветствовали подписание "большого российско-украинского договора"?

- Любое взаимовыгодное сотрудничество, тем более закрепленное международным договором, всегда приветствуется. Нам нужна Россия, так как мы у нее покупаем энергоресурсы. Но мы должны сотрудничать и с другими странами. Мы должны развивать собственные наукоемкие технологии. Если сегодня Пакистан будет покупать украинские ракеты, мы их будем делать и продавать, и плевать я хотел на Америку и на все остальные страны, которые нам это запрещают. А то, что Пакистан имеет атомную бомбу, но не имеет средств ее глобальной доставки, это в наших интересах. Видимо, военная политика такой страны заставит США или любую другую державу строить дополнительно авианосцы, запускать спутники - это их проблемы, а не наши. Никогда бы я не порезал ракеты, которых на нашей территории было 193. И ядерное оружие не позволил бы увезти в Россию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
1153
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
1327
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
788
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
640

Другие новости