Непростые отношения у нынешнего президента Грузии с российским руководством начали складываться после памятного выступления Шеварднадзе на одном из заседаний Съезда народных депутатов СССР с заявлением об отставке "в связи с угрозой надвигающейся диктатуры". Фото Дмитрия Борко (НГ-фото) |
ПО СООБЩЕНИЯМ российских СМИ, несколько сот боевиков из мусульманских стран дальнего зарубежья проникли с территории Грузии в Чечню. Это не первая информация о поступающей из Грузии помощи чеченцам. Так, в середине сентября официальная Москва заявила, что 7 освобожденных из Чечни заложников-грузин были попросту обменены на несколько сот автоматов. "В реальности, если даже из Грузии и поставлялось оружие боевикам, то размеры этих поставок просто ничтожны по сравнению с тем, что чеченские боевики получают из российских регионов", - заявил "НГ" глава подкомитета грузинского парламента по сотрудничеству народов Кавказа Мамука Арешидзе. По мнению депутата, Москва умышленно раздувает и масштабы проникновения из Грузии в Чечню мусульманских боевиков из дальнего зарубежья. У Грузии действительно облегченный визовый режим с Турцией, но, как утверждает Арешидзе, если какие иностранцы и переходили нелегально в Чечню, то все они были гражданами Турции. Причем общее количество таких нелегалов было меньше десяти человек. Арешидзе также подчеркнул, что Тбилиси выслал из страны 4 подозрительных граждан арабских стран.
Однако в Кремле, по-видимому, настолько были раздражены южным соседом, что не стали закрывать глаза на эти инциденты и решили придать скандалам как можно большую огласку. Примечательно, что, как сообщили корреспонденту "НГ" высокопоставленные чиновники российского МИДа, в Москве, может быть, и повременили бы со смягчением пропускного режима с Абхазией (это решение вызвало бурю негодования в Грузии), если бы Тбилиси хотя бы формально заявил о своей солидарности с воюющей на Северном Кавказе Россией.
Действительно, грузинские власти не осудили акт агрессии Чечни в этой северокавказской республике. Более того, если следить за материалами официальных грузинских СМИ, может создаться впечатление, что Тбилиси более симпатизирует Грозному, чем Москве. Так, в начале сентября в Грузии одновременно принимали министра иностранных дел России Игоря Иванова и вице-президента Чечни Ваху Арсанова. Визиту какого из двух гостей в республике придавали большее значение, достаточно ярко проиллюстрировала правительственная газета "Свободная Грузия", вынесшая фотографию обнимающихся Шеварднадзе и Арсанова под шапку и поместившая внизу той же полосы крошечный снимок двух министров иностранных дел.
Создается впечатление, что Тбилиси умышленно дистанцируется от России. Так, например, неожиданно грузинские пограничники стали пропускать в республику только граждан России, имеющих при себе загранпаспорт. Учитывая тот факт, что большинство жителей нашей страны имеют лишь внутреннее удостоверение личности, нововведение Тбилиси приведет к тому, что в Грузию сможет ездить меньше россиян, чем прежде. Новые веяния ощутили на себе и российские дипломаты, аккредитованные в Тбилиси. За последние три месяца один из российских дипломатов был избит людьми в штатском, а в квартиры еще двух влезли неизвестные. Дипломаты не уверены, что все эти три случая объясняются обычным криминалом. Примечательно, что, как убедился корреспондент "НГ", напротив российского посольства недавно были срезаны все деревья (как утверждают знающие люди, растительность может служить помехой для прослушивающих устройств).
Однако, как это ни парадоксально звучит после вышесказанного, в действительности Тбилиси отнюдь не сочувствует северокавказским поборникам джихада и искренне желает победы России в войне с ними. Симпатии Тбилиси вполне объяснимы. В пограничных с Чечней районах Грузии проживает восьмитысячная диаспора чеченцев-кистинов. По сути, этот регион и сегодня лишь формально подчиняется официальным грузинским властям, и реальными хозяевами положения здесь являются чеченские полевые командиры, специализирующиеся на похищении людей, а также и скота. Так, как заявили корреспонденту "НГ" в общественном Комитете по борьбе с похищениями граждан Грузии, в заложниках в Чечне уже побывали около 30 жителей этой страны.
Особенно опасно для Тбилиси то обстоятельство, что так называемое ваххабитское течение в исламе получает все большее распространение среди чеченцев-кистинов. Около полугода назад местные ваххабиты дажели сделали попытку провозгласить район их компактного проживания самоуправляемой исламской территорией, живущей по законам шариата. Приблизительно в это же время здесь планировалось открыть и "грузинский филиал" диверсионной школы Хаттаба.
Тревогу у Тбилиси вызывает и то обстоятельство, что чеченцы-кистины симпатизируют наиболее радикальным полевым командирам из числа своих соплеменников. Так, например, Салман Радуев поручил одному из своих ближайших подручных, чеченецу-кистину Алексею Кавтарашвили, разработку плана присоединения к Чечне той части Грузии, где живут их соплеменники. По данным грузинских спецслужб, тот же план разрабатывают и Шамиль Басаев с Хаттабом. Напомним также, что, как утверждают грузинские следователи, террористы, совершившие покушение на Шеварднадзе, прошли подготовку в диверсионном центре в чеченском селе Автуры под руководством инструктора - гражданина Пакистана. То есть интерес к Грузии проявляют не только чеченцы, но и их единомышленники из дальнего зарубежья.
Однако даже если чеченские радикалы не решатся на открытую войну с Грузией, Тбилиси все равно попадает в весьма непростое положение. Так, если Кремлю удастся создать блокаду вокруг самопровозглашенного исламского государства, то, по сути, для того чтобы не умереть с голоду, чеченцы будут просто вынуждены просачиваться на территорию соседней Грузии. Для реального перекрытия границы у Тбилиси сегодня нет сил. Так, в 1997 году сами власти республики признавались, что для обустройства границы им потребуется минимум 5 лет. Таким образом, прогноз дальнейшего развития событий достаточно очевиден: толпы голодных, но хорошо вооруженных чеченцев ринутся через границу. Учитывая российский опыт, можно не сомневаться, что основным занятием чеченских "гастролеров" станут грабежи и похищения людей.
Пожалуй, единственное, что облегчает положение Тбилиси, - это труднопроходимость чеченско-грузинского рубежа, который охраняют сами горы. После того как выпадает снег, граница становится практически непроходима, да и летом действуют лишь горные тропы, по котором можно пройти пешком или проехать на лошади. Напомним, что, опасаясь чеченской экспансии, Тбилиси уже больше года под разными благовидными предлогами откладывает строительство своего участка дороги Грозный - Тбилиси. Однако грузинские власти прекрасно понимают, что труднопроходимые горы являются препятствием лишь для детей и женщин, но не для хорошо подготовленных боевиков, а следовательно, наиболее нежелательная категория гостей сможет прибывать в республику вне зависимости от сезона.
Итак, достаточно очевидно, что Тбилиси объективно заинтересован в победе Москвы над северокавказскими сепаратистами. Однако двойственная позиция Грузии также вполне объяснима. Достаточно показательна точка зрения госминистра Грузии Важи Лордкипанидзе: "Мы стараемся проводить такую политику, чтобы эти процессы дезинтеграции, процессы хаоса, который происходит в соседней стране, не повлияли на Грузию". Несомненно, ключевые слова этой речи: хаос и дезинтеграция. В частных беседах с корреспондентом "НГ" высокопоставленные грузинские чиновники высказывали опасения, что в условиях паралича власти Кремлю не удастся преодолеть новый этап агонии некогда могущественной империи и Москва будет вынуждена уйти и с Северного Кавказа. Поэтому, сколь бы ни сочувствовал Тбилиси борющемуся с мусульманскими экстремистами Кремлю, он пока не решается выражать свою солидарность. Осторожности Эдуарда Шеварднадзе наверняка способствует то обстоятельство, что он уже однажды допустил просчет в северокавказской политике. Грузинский президент в открытую поддержал борьбу России за территориальную целостность (в то время никто не сомневался в победе метрополии), а в итоге был вынужден вести переговоры с торжествующим противником Москвы. Обжегшись на молоке, дуют на воду, и Тбилиси решил больше не искушать судьбу, а выждать паузу и посмотреть, как будут развиваться события.