Евгений Марчук. Фото Владимира Соловьева |
- Действительно, для становления гражданского общества на Украине огромное значение будет иметь то, кто станет новым президентом. Вначале крайне необходимо решить две проблемы, которые к экономике на первый взгляд имеют косвенное отношение. Первое - декриминализировать власть. За последние два года у нас в стране сформировались мафиозные группы, имеющие покровителей в самых верхних эшелонах власти, которые контролируют самые важные сферы украинской экономики: финансовую, ресурсную, энергетическую, телекоммуникационную, продовольственную. Второе - ввести во власть новых, квалифицированных управленцев, менеджеров-государственников, которые бы не только выполняли функции контроля, но и сами могли бы быть профессиональными исполнителями. Не решив этих задач, любой гениальный украинский Бальцерович возродить украинскую экономику не сможет.
Президентская избирательная кампания на Украине наглядно показывает, что единственным принципом формирования власти у нынешнего президента был и остается: "свой или не свой", который, по сути, является феодальным, клановым. Помните, кто-то говорил: "Все в нашей власти - если во власти все наши!" Это о президентской команде Леонида Кучмы! Например, на Украине в один день указом президента присвоено 137 генеральских званий. Знаете, даже во время мировых войн, после гениальных стратегических победоносных сражений сатрапы тоталитарных государств не позволяли себе такого! Нашествие дилетантов во всю вертикаль исполнительной власти является серьезной угрозой существованию украинской демократии и государственности.
Криминализация власти и ее дилетантизм имеют экономические критерии - стагнация экономики, многомесячные невыплаты пенсий и зарплат, обвальное сворачивание международных торгово-экономических отношений, безрассудную зависимость от финансовых вливаний МВФ.
Будущему президенту необходимо наладить цивилизованное сотрудничество между президентской, законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Например, решить проблему кардинального изменения налоговой политики, а решить вопросы приватизации без этого невозможно. Леонид Кучма все пять лет воевал с парламентом, он сознательно не хотел сотрудничать с Верховной Радой и несет за это большую ответственность, так как в высшем законодательном органе работают сотни депутатов, интересы которых по известным причинам могут и не совпадать, ведь они отражают всю противоречивость общества. У президента, если он мудрый политик, больше возможностей найти компромисс, приемлемые для обеих сторон решения. Будущее Украины во многом зависит от президента.
- Готовы ли вы встретиться с Леонидом Кучмой в прямом телеэфире и в открытой дискуссии изложить главные политико-экономические проблемы Украины, от решения которых зависит ее выход из нынешнего экономического кризиса?
- Я думаю, что команда президента слишком рано начала его тренировку для гипотетических публичных дебатов. Те отдельные случаи, когда он перед телевизионной камерой импровизировал, показали, что у него это плохо получается. В то же время публичных дискуссий, несмотря на очевидную монополию на СМИ, Леониду Кучме не избежать, и ему будет очень сложно отвечать на многие вопросы. Сегодня на украинского избирателя надели наушники, в которых слышен голос только одного человека, нынешнего президента.
- Вы давно во власти, и мне трудно представить, что, подписав Каневское соглашение, вы откажетесь от участия в президентской кампании в качестве кандидата в президенты в пользу другого политика.
- Каждый из подписавших Каневское соглашение - Александр Ткаченко, Александр Мороз, Владимир Олийнык и я - самодостаточные личности и ведут свои избирательные кампании в надежде победить на нынешних президентских выборах. Вы правы, договориться о выдвижении одной кандидатуры от нас будет очень сложно. Но в конечном счете "Каневская четверка" может стать "пятеркой", "тройкой" или "двойкой", в которых претенденты снимут свои кандидатуры во имя победы одного из них. За каждым из нас большое число избирателей, для которых будет невозможно механически голосовать в пользу другого кандидата. Мы вначале объединились во имя проведения честных выборов и увидели, как нас поддержали избиратели, а команда Леонида Кучмы поняла, что выборы состоятся только в соответствии с Конституцией и законом о выборах, а не по другому, ими придуманному сценарию. Это свидетельствует, что мы выбрали правильный путь. Любую фальсификацию президентских выборов на Украине мы сообща заблокируем.
- Вы не исключаете, что итоги выборов могут быть сфальсифицированы?
- Я обладаю информацией, что идет серьезная подготовка к искажению итогов выборов, к обману избирателей и наблюдателей, в том числе и международных. Нечестные правила уже создаются сегодня - это формирование территориальных округов под одного кандидата, создание в областных, районных госадминистрациях управлений, отделов по внутренней политике, которые на бюджетные деньги занимаются избирательной кампанией Леонида Кучмы. Партия власти начала угрожать, запугивать бизнесменов, чиновников тем, что если они не обеспечат голоса для нынешнего президента, то будут наказаны - сняты с должности, лишены лицензий, подвергнутся тотальной проверке налоговыми органами. В таких условиях трудно проявить свободное волеизъявление, которое гарантировано Конституцией.
Предвидя такие шаги команды Леонида Кучмы, мы и подписали Соглашение о честных выборах. Каневская договоренность продекларировала создание мощного политического блока, который в состоянии конкурировать с политическим альянсом нынешнего президента. Наш союз - это не идеологическое объединение, а коалиция "четырех", созданная для решения тактических задач избирательной кампании. Мы разные люди, у нас разные подходы ко многим проблемам, но мы готовы поступиться личными интересами во имя достижения общей цели - победить на выборах нынешнего президента.
- Товарооборот между Россией и Украиной имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Это отражает общий кризис российско-украинских отношений?
- Этот факт лишь подтверждает невысокий профессиональный уровень чиновников, которые призваны решать проблемы украинско-российского экономического сотрудничества. Так называемые президентские "встречи без галстуков", "джинсовая дипломатия" ничего не дают для реального решения проблем, не останавливают обвального падения товарооборота между нашими странами. Цена представительских вояжей в Москву Леонида Кучмы, Валерия Пустовойтенко, Бориса Тарасюка равняется нулю - возникают лишь торговые войны: акцизные, сахарные, вводятся НДС, проводятся военно-морские учения в Крыму "Си-Бриз" и многое другое.
Более того, события в Югославии показали, что Украина не играет никакой политической роли в Центральной Европе. Киев не занял принципиальной позиции по осуждению бомбардировок мирных югославских городов. В результате многим странам Дунайского региона дают хоть какие-то компенсации, а Украине - нет. На словах западноевропейские политики заявляют об уважении к Киеву, а когда речь зашла о реальной помощи, мы получили дырку от бублика.
- Евгений Кириллович, считаете ли вы, что у вас еще достаточно политического времени, чтобы через пять лет вновь побороться за высший государственный пост на Украине?
- Конечно! У нас на Украине еще нет цивилизованной политической оппозиции. У хорошего президента должна быть достойная оппозиция. Почему сегодня вступают в союзы ненавидящие друг друга националисты-ультра и коммунисты? Потому что желают отставки Леонида Кучмы, у которого нет политической и экономической стратегии возрождения Украинского государства. По многим принципиальным позициям окружение президента не имеет устойчивого мнения. Он то за вступление в НАТО, то - против, в одних случаях он противник приватизации, в других - сторонник, он может декларировать дружбу с Москвой и заявлять, что политика России представляет угрозу национальной безопасности Украины. Настало время, когда жизненно необходима ротация политической, управленческой элиты, нужны новые люди во власти, с другими нравственными принципами и деловыми качествами.
- Евгений Кириллович, вы один из инициаторов идеи легализации теневого украинского капитала. Какими вы видите механизмы решения этой проблемы?
- У нас на Украине три важнейших источника пополнения государственного бюджета неэмиссионным путем. Один из них - вывод экономики из тени. Торговый оборот на Украине составляет около 13 миллиардов гривен, и, по информации Нацбанка, половина этих денег не контролируется государственными фискальными структурами. Население, потеряв доверие к государству, хранит деньги (как правило, это доллары) дома - по некоторым оценкам, около 35 миллиардов долларов. То есть огромные денежные ресурсы не работают, не облагаются налогами, не участвуют в решении экономических проблем. Легализация этих денег - мощнейший дополнительный потенциал, способный решить многие социальные вопросы. Вся проблема легализации теневых денег состоит в том, что на Украине нет налогового кодекса, предсказуемой налоговой государственной политики. Налоговые чиновники, втянутые сегодня в политику, в избирательную президентскую кампанию, осуществляют террор по отношению к бизнесменам, которые не желают поддерживать на выборах Леонида Кучму. Другая сторона этой проблемы - борьба с преступностью. Среди теневиков процентов тридцать - преступники, а остальные хотели бы вернуться к легальному бизнесу. И третье: для легализации теневых денег очень важно, кто берет ответственность и дает гарантии защиты и анонимности владельцев этих капиталов, например, в виде инвестиционных проектов.
- Российская политическая элита влияет на выборы на Украине?
- Из внешних факторов, воздействующих на президентские выборы на Украине, главным будет российский. Но поскольку политическая Россия многолика, то это влияние будет неоднозначным. Юрий Лужков будет поддерживать одного, президентская администрация - другого. Призывы Бориса Ельцина голосовать за Кучму стали раздражающим фактором для украинского электората. Российское влияние не будет выражаться в финансовой помощи какому-либо кандидату, но информационная поддержка нынешнему президенту оказывается, причем достаточно сильная, хотя, например, при известных отношениях Березовского и Гусинского их информационные ресурсы никак не будут работать на одного кандидата. У России сегодня достаточно своих проблем, чтобы повторять опыт предыдущих выборов на Украине.
- Евгений Кириллович, вы уверены в своей победе?
- Если был бы не уверен, я бы не включился в борьбу за президентское кресло.