В ИЮНЕ во Владикавказе прошла учредительная конференция республиканского отделения "Отечества". Вне внимания аналитиков не осталось отсутствие на ней президента Северной Осетии Александра Дзасохова. Ни у кого не вызывало сомнений, что собрание учредителей движения во время поездки Дзасохова в Москву не является случайностью. Наблюдатели сошлись во мнении, что высшее руководство этой северокавказской республики занимает накануне выборов в Госдуму выжидательную позицию. Позднее, когда большинство глав субъектов Федерации на юге России практически определили свои политические пристрастия и пауза Дзасохова слишком выразительно затягивалась, он заявил РИА "Новости": "Регионы активно вовлекают в федеральную сферу, но политические силы России пока раздроблены. Если не произойдет образования крупных блоков с четко ориентированными программами, я не войду ни в одно из движений". Легкая реприза не прояснила симпатий президента Северной Осетии, подтвердив лишь его прежние подходы, - главы субъектов Федерации могут и должны влиять на политику Центра, но прежде всего обязаны контролировать социально-экономическую ситуацию в регионах.
КТО ЕСТЬ КТО?
Вице-спикер парламента Северной Осетии Станислав Кесаев - один из немногих серьезных региональных политиков, которые берут на себя смелость предсказать исход выборов в Госдуму в этой северокавказской республике. Он склоняется к выводу, что наибольшие шансы сегодня у блока "Отечество - Вся Россия", и приводит в качестве мотивации, в частности, такой аргумент: на Кавказе ценят обаяние сильной личности. Проблема современной политической России заключается, по мнению вице-спикера, именно в минимизации ярких и сильных личностей, к каковым он относит Евгения Примакова. Решение российского экс-премьера возглавить движение, считает Кесаев, обрекает "Отечество - Вся Россия" на успех не только в Северной Осетии.
Минюстом Северной Осетии официально зарегистрированы и допущены к предстоящим выборам республиканские отделения четырех федеральных общественно-политических движений - КПРФ, НДР, ЛДПР, "Отечество".
Результаты прошедших в этом году выборов в региональный парламент, по мнению председателя республиканского Центризбиркома Константина Кадиева, показали, что реском КПРФ в Северной Осетии если не сдает свои позиции, то, уж во всяком случае, не усиливает. Из 18 поддержанных коммунистами кандидатов в депутаты лишь семеро прошли в парламент, что составляет 10% от списочного состава депутатского корпуса. Да и из этой "великолепной семерки" четверо даже не упоминали в предвыборные дни о своей принадлежности к партии. Министр по делам национальностей Северной Осетии Таймураз Кусов считает это весьма симптоматичным. Правда, он не отрицает, что с влиянием коммунистов на общественные настроения необходимо считаться. По его словам, "сторонники КПРФ в республике являются в подавляющем большинстве представителями старшего поколения, т.е. политически наиболее активной частью населения, и именно это обстоятельство может сыграть определенную роль в декабрьских выборах". Для справки: 25% населения Северной Осетии относятся по возрастному цензу к категории пенсионеров. От общего количества выборщиков это составляет примерно 35%. Нетрудно догадаться, какая предстоит борьба за каждый голос "Отечеству", НДР и ЛДПР.
Шансы этих движений далеко не равнозначны. Влияние ЛДПР практически нулевое, о чем свидетельствует полный провал партии на выборах в местный парламент, в который не прошел ни один из ее кандидатов.
Североосетинское отделение НДР переживает состояние полураспада после поражения на президентских выборах экс-президента Ахсарбека Галазова, возглавлявшего представительство "партии власти" в регионе. Правда, Галазов предпринимает сейчас попытки реанимации движения под флагом организуемой им партии "Будущее", но за обновленным фасадом слишком явно проглядывает поблекший образ НДР. По остроумному замечанию главы Миннаца Таймураза Кусова, он "не столько привлекает сторонников, сколько отпугивает, потому что всем надоело жить как всегда, а не лучше".
Реально составить конкуренцию КПРФ в таких условиях сможет, наверное, только блок "Отечество - Вся Россия". Причем после согласия Евгения Примакова возглавить движение оно, как считают многие, отберет значительную часть голосов у традиционных сторонников КПРФ. Сами коммунисты с этим категорически не согласны. Секретарь рескома КПРФ, депутат Госдумы Сергей Тотиев утверждает, что "сегодня как никогда коммунисты близки к тому, чтобы получить абсолютное большинство в Госдуме, потому что авторитет и влияние Кремля на народ подорваны окончательно". "Шансы движения "Отечество - Вся Россия", по крайней мере, не хуже, чем у КПРФ", - считает тем не менее спикер парламента Северной Осетии Вячеслав Паринов. При этом он, правда, отмечает, что общие настроения населения отягощены происходящим не столько в Центре, сколько на юге России. Сложности постконфликтного строительства осетино-ингушских отношений, десятки тысяч необустроенных беженцев из Грузии, влияние Чечни и Дагестана создают тот напряженный криминогенный фон, который не позволяет сосредоточиться на федеральных политических проблемах.
ЕЩЕ РАЗ О "КАВКАЗСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ"
Среди прочих характерных черт общекавказского менталитета в последнее время упорно муссируется одна якобы присущая в равной степени всем народам юга России особенность - строгое и безропотное следование большинства в фарватере политических пристрастий пастырей. Удобность тезиса при условии его априорности заключается в обманчивой предсказуемости предстоящих выборов в Госдуму. В этом случае любой избирательный блок, заручившись поддержкой региональных лидеров, мог бы рассчитывать примерно на 4 миллиона голосов избирателей только на Северном Кавказе. Насколько верен, однако, сам тезис?
Возможно, базой для него послужило то обстоятельство, что едва не 100% ингушей проголосовали три года назад за Ельцина. Нельзя отрицать, что определенную роль в демонстративной монолитности сыграли такие факторы, как мононациональный состав населения республики, сохраняющийся традиционный уклад жизни, почитание традиций, среди которых осознанная необходимость придерживаться принятых сообща решений. Но, думается, истинными причинами редкого для других регионов единодушия были не призывы Аушева, а связанные с президентом России надежды в решении осетино-ингушского территориального спора.
В Северной Осетии, как известно, большинство избирателей в 1996 г. отдали предпочтение лидеру КПРФ. Выбор был сделан не из духа противоречия (если ингуши - за Ельцина, то осетины - за Зюганова) или в силу ностальгической привязанности к коммунистическим идеям. Как ни странно, одним из мотивов, по которым в Северной Осетии победил Зюганов, была откровенно проельцинская позиция руководства республики во главе с тогдашним президентом Ахсарбеком Галазовым. Популярность экс-президента среди населения уже тогда была крайне низка из-за полных провалов в экономике и социальной сфере, чем сполна и эффективно воспользовались коммунисты. Кроме того, в нарушение всех законов и норм Галазов обратился к народу республики по местному телевидению в ночь перед выборами, призвав голосовать за Бориса Николаевича, чем буквально торпедировал своего патрона. Сработал принцип "протестного голосования". Интересно, что в Северной Осетии это был не первый случай провала избирательной кампании с точки зрения интересов Центра. Примерно так же заканчивались практически все выборы в институты федеральной власти. Из этого можно сделать вывод, что население Северной Осетии трудно поддается прямому агитационному нажиму, особенно со стороны региональных властей, и вряд ли согласится на предстоящих выборах в Госдуму играть роль безропотной паствы.
В таком контексте крайне важно, какую позицию займет нынешний президент республики Александр Дзасохов. Политик с богатейшим опытом политической борьбы, несомненно, найдет оптимальную форму поведения. К тому же у него есть свои козыри - ситуация в Северной Осетии по сравнению с временами правления Галазова изменилась. Особенно в базисной социально-экономической сфере.
СКРОМНОСТЬ ПОЛИТИКОВ НЕ УКРАШАЕТ...
В декабре 1997 г. на выборах президента Северной Осетии Александр Дзасохов набрал около 77% голосов избирателей. Победа "за явным преимуществом" свидетельствовала об огромном авторитете нового президента республики, с одной стороны, а с другой - о полном провале его предшественника. Было очевидно, что люди ждут перемен, устав от социальных потрясений. Спустя три месяца для выявления стартового рейтинга нового кабинета министров в Северной Осетии проводится закрытый опрос общественного мнения. По замыслу организаторов, такие опросы должны были проводиться каждый год, чтобы иметь точное представление о динамике популярности действий правительства у населения. Результаты первого опроса привлекали внимание ощутимым разрывом рейтингов популярности президента и министров его только что сформированного правительства. Комментируя расхождения, премьер Таймураз Мамсуров заявил, что не видит в этом причин для особого волнения, а лишь дополнительный стимул для упорной работы.
За полтора года президентства Дзасохова его правительству, в котором, кстати, пока не сменился ни один министр, удалось изменить социально-экономическую обстановку в республике. К сожалению, в области борьбы с преступностью, в том числе и организованной, достижений крайне мало, но в экономике они очевидны. Легализовано все подпольное еще недавно производство водки, возросли отчисления в бюджеты всех уровней, ликвидирована четырехмесячная задолженность пенсионерам, впервые за последние четыре года выплачиваются детские пособия многодетным семьям, после августовского кризиса 1998 г. на 50% возросла зарплата бюджетников, укрепились тенденции подъема экономики. За первые шесть месяцев 1999 г. по сравнению с таким же периодом прошлого года рост объемов промышленной продукции составил 112,7%, а сельскохозяйственной - 110%. По общим объемам производимой продукции на душу населения Северная Осетия переместилась всего за год в федеральном рейтинг-листе с 63-го на 39-е место. Казалось бы, в таких благоприятных социально-экономических обстоятельствах влияние, особенно исполнительной власти, на общественные настроения должно стать эффективным рычагом, с помощью которого можно воздействовать на ход предстоящих выборов в Госдуму. Но весь парадокс, как ни странно, в том, что популярность кабинета министров среди населения не растет хотя бы параллельно с его достижениями.
Как всегда в таких случаях, причин несколько. Вот некоторые из них. Усиление криминогенного фона отодвигает в сознании людей экономические подвижки на второй план, поэтому новому правительству не удается переломить негативное отношение большинства к институту власти вообще, оно не смогло заинтересовать людей своими программами экономического и социального развития, несмотря на их привлекательность. Еще одну причину обозначил сам премьер в июле на первой за полтора года нахождения в должности пресс-конференции. Он заявил, что видит свою цель не в том, чтобы как можно чаще "мелькать" в СМИ, а в том, чтобы его деятельность приносила конкретные результаты. Такой подход к СМИ вряд ли является большим достоинством премьера. Сложилась не совсем обычная ситуация: явные экономические успехи не прибавляют правительству Северной Осетии популярности. Это косвенным образом влияет на рейтинг Дзасохова, а следовательно, вообще на авторитет власти региона. В преддверии выборов в Госдуму это достаточно тревожный симптом.
К сожалению, реальная сегодня система координат носит очень неустойчивый и условный характер. Она может рухнуть в одночасье в зависимости от развития событий в Дагестане вместе с традиционной привязанностью Северной Осетии к России. Трудно даже предположить, как сложится дальше судьба всего Северного Кавказа, если действия федеральных властей в Дагестане будут развиваться по чеченскому сценарию.
Владикавказ