ВОЗМОЖНО, что очень скоро в Минске, наконец, произойдет то, чего в течение трех последних лет добивались европейские структуры: за стол переговоров сядут представители оппозиционных партий и президента Александра Лукашенко, чтобы в рамках диалога попытаться разрешить конфликт, вызванный различным видением политического будущего республики. История знает уже две неудачные попытки такого посредничества Запада. Про первую, состоявшуюся в 1997 году, в республике все уже практически забыли. Но провал июньской встречи в Бухаресте в этом году был не так уж и давно. Практически сразу вслед за этим на сессии парламентского собрания Союза 2 июля президент объявил об исправлении "дикого крена на Восток" во внешней политике и налаживании добрых отношений с Западом. Казалось, что те, кто увидел в этом простое желание пошантажировать в очередной раз Москву на предмет более энергичных телодвижений в области союзного строительства, ошиблись и намерения Александра Лукашенко в деле хотя бы частичной переориентации внешней политики действительно серьезны. Президент наконец-то заметил, что в республике есть оппозиция, и даже поручил своему помощнику Михаилу Сазонову сесть с ней за стол переговоров. Более того, уже практически решен вопрос о предоставлении ей эфирного времени на государственном телевидении и радио. Ходят даже слухи, что из тюрьмы скоро выпустят (первоначально хотя бы с подпиской о невыезде) бывшего кандидата на пост президента на майских оппозиционных выборах Михаила Чигиря. Так как это было бы весьма полезно и совсем неопасно для президента действующего, то можно думать, что эти ожидания вполне могут и оправдаться. Ожидают также, что вскоре будет улажен конфликт в Дроздах с последним участником этой неприятной истории - американским послом Девидом Спекхардом. Америка, не привыкшая к таким открытым дипломатическим ударам по своему самолюбию, дольше других стран противилась какому-то решению этой проблемы. Впрочем, последний брифинг Спекхарда в Минске показал, что все в порядке.
Однако если более внимательно присмотреться ситуации в республике и ко всем предпереговорным приготовлениям, становится ясно, что никакого результата они принести просто не могут. Александр Лукашенко всегда старается играть только в беспроигрышные игры. Попытки белорусского президента основываются на внезапно возникшей возможности в одностороннем порядке решить некоторые свои проблемы.
Понятно, почему переговоры не состоялись в июне, а пройдут в сентябре - инициатива здесь должна исходить только от белорусского президента. Переговоры имеет смысл вести лишь в том случае, если стороны находятся хотя бы в сопоставимых весовых категориях. В противном случае можно ждать или почетную капитуляцию, или срыв самого процесса. В данный момент белорусская оппозиция переживает не самый хороший период - совсем недавно на инициированных ею же майских выборах президента она получила страшный моральный удар, убедившись в собственной незначительности, и именно поэтому сейчас самые крупные политические партии находятся в состоянии раскола. Настоящий спектакль по мотивам известного фильма Эльдара Рязанова "Гараж" разыгрывается с кандидатами на переговоры: мест от оппозиции всего шесть, а крупных политических партий - девять. По этой причине до сих пор состав делегации так и не утвержден. Неизвестно, что делать и с предоставленным эфирным временем: если просто заполнить его своей разноречивой агитацией, то эффект будет нулевой, а разработать единый план информационной кампании не позволяет разобщенность и разнонаправленность основных политических сил. В общем на фоне монолитной президентской команды перед глазами посредников из ОБСЕ белорусская оппозиция представляет собой довольно жалкое зрелище.
Что же касается самой сути процесса, то цели участников столь противоположны, что ничем другим, кроме победы одной из сторон, переговоры закончиться просто не могут. Оппозиция настаивает на примате Конституции 1994 года, где власть, по сути, принадлежит Верховному Совету, а Александр Лукашенко - на Конституции 1996-го, где все полномочия имеет президент. И хотя вопрос о Конституции, по совету руководителя консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ Ханса Георга Вика, решено не поднимать, но уже следующий вопрос повестки о выборах снова натыкается на Основной закон. Выборы нужно проводить либо в однопалатный Верховный Совет, либо в двухпалатный действующий парламент. Разница принципиальная - по новому законодательству большинство из бывших членов Верховного Совета туда не попадут. Кроме этого, по новой Конституции полномочия Палаты представителей мизерны. В общем в этом пункте оппозиция может довольствоваться только несколькими местами в новом парламенте. Бывшие члены Верховного Совета это хорошо понимают и едва ли пойдут на такой вариант.
Все другие пункты по существу также должны основываться на каких-то конституционных положениях, поэтому их решение зависит исключительно от этого основного вопроса. По сути, ни той ни другой стороне отступать некуда и маневрировать негде. Но здесь вступают в свои права законы политической логики, которые, по всей видимости, гораздо лучше знает именно белорусский президент. Проиграет тот, кто первый хлопнет дверью - этим он скомпромитирует себя перед ОБСЕ как политический экстремист (именно так назвал тех, кто не хочет идти на компромисс, Ханс Георг Вик). Единая президентская команда этого наверняка не сделает. А вот кто-то из оппозиции, раздираемой внутренними противоречиями, - почти наверняка. За ним неизбежно потянутся остальные, поскольку именно оппозиционным лидерам очень невыгодно при любом раскладе вливаться в ту систему власти, которую создал белорусский президент. Таким образом, победа президентской стороны не вызывает сомнений. Что это может дать Александру Лукашенко? По сути, от Запада ему нужно только одно: официальное признание своей легитимности в Европе. А это уже позволит решить другие вопросы, касающиеся получения кредитов МВФ и снятия антидемпинговых ограничений на импорт белорусских товаров Европой и Америкой.
Здесь важное значение имеет отношение ОБСЕ и Запада к такой фигуре, как Александр Лукашенко. По сути, она страдает некоторой непоследовательностью, о чем не устают напоминать Хансу Вику те лидеры оппозиции, которые все хорошо понимают и не желают идти на переговоры. До тех пор пока Лукашенко был законным президентом, Запад относился к нему весьма и весьма негативно. Но после 20 июля, когда по старой Конституции его полномочия истекли, отношения заметно потеплели, и сейчас Европа поддталкивает оппозицию к диалогу. Причем президент будет вести его так, как будто он вполне легитимен. Но лидерам политических партий, скрепя сердце, пришлось принять такой вариант: если от них отвернется и мировое сообщество, то их структуры уже ничего из себя представлять не будут. Скорее всего, Европа и Америка просто не знают, как вести себя дальше с Александром Лукашенко. Методы политического и экономического давления не принесли никаких результатов и даже, наоборот, ускорили процесс интеграции Белоруссии с Россией, что явно не отвечает геополитическим планам Запада. Возобновив же отношения с Белоруссией, можно сохранить хоть какую-то управляемость процессом. Наблюдательно-консультативная группа ОБСЕ наверняка также хорошо понимает заведомую обреченность начатого ею процесса переговоров. Но демонстрирует всем свои ограниченные полномочия, мол, мы сделали все, что могли, усадили стороны за стол переговоров, а теперь решайте сами, мы умываем руки, и пусть победит сильнейший. Нетрудно догадаться, кому достанется победа.