Акежан Кажегельдин обратился с письмом о защите к президенту России. Фото ИТАР-ТАСС |
Согласно информации Генпрокуратуры Казахстана, 16 октября прошлого года по материалам налоговой полиции и правоохранительных органов Бельгии прокуратура Алма-Аты возбудила уголовные дела в отношении Кажегельдина по факту уклонения от уплаты налогов и злоупотребления должностными полномочиями (ст. 221 ч.1 и 301 ч.1 УК Казахстана) и его жены Кажегельдиной Н.Н. по факту неуплаты налогов. В ходе следствия было установлено, что Кажегельдин, злоупотребляя должностными полномочиями, не сдал декларацию о доходах за 1997 г., не уплатил налог в сумме около 3 млн. тенге с дохода, полученного в виде гонорара за опубликование книги "Казахстан в условиях реформ". В период с 1995-го по 1996 г. на личный счет Кажегельдиной Н.Н., открытый в одном из банков Бельгии, поступили денежные переводы из Швейцарии на общую сумму более 2 млн. долл. Являясь гражданкой Казахстана, Кажегельдина должна была задекларировать доходы и уплатить налоги на сумму более 30 млн. тенге.
В этот же период супруги Кажегельдины приобрели в Бельгии недвижимость на сумму более 5 млн. долл., в связи с чем Комитетом налоговой полиции по Алма-Ате было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 193 ч.3 УК Казахстана - легализация денежных средств, приобретенных незаконным путем. В Генпрокуратуре сочли, что все вышеперечисленные деяния Кажегельдиных имеют коррупционный характер, объединили их в одно производство и передали для дальнейшего рассмотрения в Комитет национальной безопасности.
В Астане утверждают, что Кажегельдин в ноябре 1995 г., находясь с частным визитом в Брюсселе, провел встречу с представителями бельгийской фирмы по торговле недвижимостью, а с целью недопущения огласки проводимых им финансовых операций за рубежом обратился в одну частную финансово-консалтинговую фирму. В процессе переговоров представители фирмы предложили реализовать известную схему укрытия имени истинного владельца недвижимости, при которой на супругу Кажегельдина была приобретена холдинговая компания "Лостона", состоящая, в свою очередь, из двух компаний - "Ина инвест" и "Белитал Девелопмент". По этой схеме в начале 1996 г. Кажегельдина приобрела 6 тыс. акций "Лостоны" на сумму 30 тыс. долл. и стала владелицей этой структуры. В середине 1996 г. Кажегельдины приобрели дом в местечке Род-Сент-Женез и земельный участок под строительство дома в местности Ватерлоо. При этом сделка купли-продажи недвижимости оформлялась на компании "Ина инвест" и "Белитал Девелопмент". Общая стоимость объектов недвижимости составила 99 млн. бельгийских франков.
19 июля этого года с санкции прокуратуры Кажегельдину была избрана мера пресечения - заключение под стражу, и он был объявлен в международный розыск. Генпрокурор Казахстана обратился с ходатайством к и.о. генпрокурора РФ Владимиру Устинову с просьбой о выдаче Кажегельдина для привлечения к уголовной ответственности.
В Астане особо подчеркивают, что задержание Кажегельдина носит уголовно-правовой характер и к его политической деятельности отношения не имеет. Такого же мнения придерживаются и в Москве. По словам главы МИД РФ Игоря Иванова, российская прокуратура не давала санкции на арест Кажегельдина. Иванов заявил ИТАР-ТАСС, что сегодня аресту Кажегельдина "явно стараются придать политическую окраску", однако "необходимо провести ясную грань" в вопросах между политикой и действиями правоохранительных органов. Однако с такой позицией не согласны сторонники Кажегельдина в Казахстане. В конце минувшей недели они провели у здания российского посольства несанкционированный пикет, а трое из них даже объявили голодовку. Лидеры партий и движений, входящих в блок "Республика", даже провели специальную пресс-конференцию, на которой заявили, что обратятся за защитой демократических прав и свобод во влиятельные международные организации.
Сам Кажегельдин тоже не сидел сложа руки. В воскресенье экс-премьер написал письмо Борису Ельцину, в котором содержится просьба не выдавать его Казахстану. Кажегельдин опасается за свою жизнь и поэтому просит предоставить ему возможность вернуться в Швейцарию. Он назвал несостоятельными обвинения, выдвигаемые против него, и готов подтвердить свою правоту документально. Кажегельдин утверждает, что является объектом политического преследования, приуроченного к парламентским выборам в Казахстане.