ПРОШЕЛ ровно месяц с начала проведения на части территории Дагестана контртеррористической операции. Первый ее этап завершился 24 августа выдворением бандформирований из Ботлихского района республики. После небольшой паузы начался второй - ликвидация бандформирований в так называемой Кадарской зоне Буйнакского района. Что планируется дальше, командованием Объединенного штаба и руководством федеральных структур, силы и средства которых участвуют в операции, держится в тайне. Однако, судя по тому, как развиваются события в Дагестане, боевые действия там, по всей видимости, закончатся еще не скоро.
Поражение бандформирований в Ботлихском районе, как и ожидалось, не остановило их. После перегруппировки в минувшее воскресенье начато вторжение на новом направлении. На этот раз удар нанесен по Новолакскому району. Задача, поставленная Шамилем Басаевым перед этой группировкой, - захватить Хасавюрт и Буйнакск с последующим выходом на подступы к столице Дагестана - Махачкале. Одновременно планируется вынудить командование федеральной группировки распылить силы, задействовать в боевых действиях все резервы и принудить военное командование действовать по принципу пожарной команды, выезжающей по ложным вызовам.
По данным авиа- и радиоразведки, крупная группировка сконцентрирована на кизлярском направлении. Ей приказано перерезать железнодорожную ветку, связывающую Дагестан с остальной частью страны. Армейской разведкой отмечается концентрация бандформирований на цумадинском и ботлихском направлениях. В частности, крупный отряд под командованием полевого командира некоего Магомеда Аслутдинова располагается в районе чеченских населенных пунктов Кенхи, Чадыри, Хиндух. Основные удары планируется нанести по райцентру Агвали, а также населенным пунктам Гаквари, Гигатль, Хилиди, Гакко, Сильди и Эчеда.
Планы Аслутдинова подтверждают появление в последние дни небольших групп боевиков на перевалах Ягодак и Заин. Под покровом ночи они пытаются пробраться в приграничные селения с целью запугать ополченцев из числа местных жителей и заставить их отказаться даже от мысли оказания сопротивления бандитам.
По данным МВД Дагестана, боевики объединены в основном в так называемые мусульманскую кавказскую армию, основу которой составляют наемники из Закавказья, и миротворческие силы меджлиса народов Ичкерии и Дагестана, подчиненные Басаеву. На территории Новолакского района Дагестана ведет боевые действия группа наемников из Саудовской Аравии, Алжира и Ливии. Численность этого отряда оценивается примерно в 300 человек. По некоторым данным, в ближайшее время будет сделана попытка перебросить в Чечню через территорию Азербайджана группу боевиков из Таджикистана.
Концентрация бандформирований в приграничных районах Чечни заставила командование федеральной группировки усилить блокаду дагестано-чеченской границы на всем более чем полутысячекилометровом участке административной границы. Однако сделать это чрезвычайно сложно, особенно в горных районах. На каждый метр солдата не поставишь. Военные рассчитывают на помощь ополченцев из отрядов самообороны.
Особое внимание обращено на контроль за перевалами Ягодак, Заин и Харами. По возможным маршрутам выдвижения бандформирований спланированы нанесение ракетно-артиллерийских ударов, применение авиационных средств дистанционного минирования. Кроме того, в промежутках между опорными пунктами активно проводятся разведывательно-поисковые действия. В минувшее воскресенье одна из групп специального назначения, действующая в районе перевала Ягодак, уничтожила из засады пятерых и захватила двух боевиков, в том числе радиста группы, который рассказал, что они шли из Чечни для выполнения разведывательных и пропагандистских заданий в Цумадинском районе.
Вопреки заявлениям типа "боевики бегают как зайцы" пора признать, что противник, противостоящий войсковой группировке и сотрудникам милиции в горах Дагестана, представляет собой, по сути дела, хорошо обученную, вышколенную и прекрасно оснащенную армию специального назначения. Бандформирования состоят из небольших высокомобильных отрядов численностью от нескольких десятков до сотен человек. Основная тактика их действий - налет-отход-перегруппировка-новый налет. В лобовые столкновения они стараются не ввязываться. Ведут активную разведку, привлекая для этого, чтобы не вызывать подозрений, женщин и подростков. Нового в этом ничего нет. Так было не только в Афганистане, но и во время борьбы с бандитизмом в послевоенное время на Западной Украине и в Прибалтике.
Полевые командиры прекрасно знают, что Москва никак не решится дать разрешение военным на уничтожение баз боевиков непосредственно на территории Чечни. Пользуясь этим, бандформирования беспрепятственно перебрасываются по рокадным дорогам вдоль всей административной границы Чечни с Дагестаном.
Всем уже очевидно, что необходимо внести коррективы в проводимую на территории Дагестана операцию. Пока ее название "контртеррористическая" не соответствует содержанию. Ее основу должны составить частные специальные и контрпартизанские операции, проводимые не мотострелковыми дивизиями и бригадами, а силами формирований специального назначения. От того, что сейчас есть в Дагестане, в этой операции нужны только авиация, боевые вертолеты, артиллерия и системы залпового огня.
И последнее. Пока общественное мнение на стороне федерального Центра. Его действия в целом поддерживаются. Однако непрофессиональное применение воинских формирований, использование их не по назначению, ведущее к необоснованным потерям среди военнослужащих и мирного населения, рост масштабов разрушений могут изменить вектор общественного мнения в другую сторону.