Солдаты правительственных войск контролируют ситуацию в Чон-Алайском районе |
Тем не менее МИД Киргизии распространил успокаивающее и одновременно предостерегающее заявление идеологического характера. Согласно документу, "действия террористов противоречат канонам ислама и других священных писаний", что "вызывает осуждение у мусульман и представителей других религиозных конфессий республики". МИД призвал излишне не драматизировать события, заверив, что "в Ошской области функционируют все государственные учреждения, предприятия, а также аэропорты и железнодорожные вокзалы. Страна готовится к проведению третьих Центральноазиатских игр". В документе также содержится заверение относительно того, что "положение дел в республике не представляет угрозы для находящихся в Киргизии иностранных граждан". Однако, как свидетельствуют неподтвержденные данные, сейчас сотрудники правоохранительных органов задерживают в Бишкеке афганцев, пакистанцев и лиц других национальностей, к которым предположительно могут принадлежать члены вооруженных формирований, действующих на юге Киргизии. На официальном уровне было лишь подтверждено, что власти задерживают людей "за распространение листовок экстремистского толка". На днях у четырех жителей Араванского района были изъяты брошюры и плакаты религиозно-экстремистского содержания.
Попытками боевиков прорваться в Узбекистан озабочены и депутаты киргизского парламента. На своей сессии они высказывались в том смысле, что "насаждение идеи исламского фундаментализма" будет "расширяться и обостряться" вплоть до вооруженных конфликтов локального и регионального характера. Очагом же повышенной опасности являются юг Киргизии и в целом Ферганская долина. Там, по данным депутатов, действует хорошо организованная конспиративная сеть исламских фундаменталистов, способных дестабилизировать обстановку в регионе путем диверсионных и террористических актов.
Между тем в минувшую пятницу появилась информация, что боевики наконец-то пожелали иметь контакт с властями. Это желание было выражено в записке, которую, по всей вероятности в соавторстве, написали лидеры боевиков и содержащийся в заложниках командующий внутренними войсками Киргизии Анарбек Шамкеев. Записка была передана властям с одним из отпущенных заложников. Террористы вроде бы согласны на переговоры, но не хотят видеть в составе оппонентов-переговорщиков представителей служб безопасности. Власти республики готовы пойти на контакт ради освобождения заложников, которых бандиты обещают отпустить в обмен на предоставление коридора в Узбекистан. Коридор террористам, конечно, вряд ли предоставят, но деньги могут и заплатить.
Кстати, факт нахождения заложников в руках террористов может послужить поводом для выяснения отношений между Бишкеком и Душанбе. Японские СМИ со ссылкой на ответственного сотрудника киргизского МВД сообщили, что заложников, в числе которых японские геологи, вывезли из села Ходжа-Ачкан на базы боевиков в Таджикистан (Джергиталь или Комсомолабад). В Душанбе же эту информацию назвали провокационной, заверив, что горные перевалы находятся под контролем таджикских силовиков, которые должны "арестовывать всех вооруженных людей, а в случае сопротивления принимать самые жесткие меры, вплоть до уничтожения". Правда, в этом случае остается непонятным, как такое утверждение согласуется с данными об изгнании части бандформирований из Киргизии в Таджикистан.
Тем временем желание боевиков выйти на контакт было подкреплено и информацией ИТАР-ТАСС, согласно которой лидер "Исламского движения Узбекистана, командующий силами моджахедов" на юге Киргизии боевиков Тахмир Фарук потребовал от властей Узбекистана освободить его сторонников, находящихся в заключении, а также открыть в республике тысячу мечетей и медресе. Между тем, по данным газеты "Утро Бишкека", "Исламское движение Узбекистана" объявило правительству Узбекистана джихад. Это может привести в Ферганскую долину людей, недовольных политикой, проводимой властями центральноазиатских государств. Местные СМИ выдвигают и другую версию целей террористов, полагая, что просьбы их пропустить в Наманган были маневром, а на самом деле бандформированиям нужна киргизская горная территория, где проходит наркотрасса. Они хотят установить господство в этом узловом регионе со ставкой в Сары-Таше, куда стекаются стратегические дороги из Китая, Таджикистана и оппозиционного Гарма с Джергиталем.