Дагестанским ополченцам, даже если у них есть оружие, не справиться с обученными бандформированиями в одиночку. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
ВЧЕРА в Дагестане объявлена всеобщая мобилизация мужского населения для защиты республики от агрессии боевиков, вторгшихся из Чечни. Военкому республики поручено сформировать боевые отряды из числа резервистов. Республика фактически переведена на военное положение. Сюда в срочном порядке перебрасываются этнические дагестанцы, проходящие воинскую службу в различных субъектах РФ. 140 пограничников из Дальневосточного военного округа прибыли в Махачкалу и через два часа отправились в зону боев. Призыв председателя Государственного совета Дагестана Магомедали Магомедова "Каждый дагестанец должен стать и защитником, и разведчиком" звучит сегодня как девиз.
Такому развитию ситуации в республике предшествовало два трагических события. Позавчера в 21.45 в военном городке Буйнакска приведено в действие взрывное устройство большой мощности, помещенное в грузовик. Полностью разрушен 5-этажный жилой дом и частично повреждены три близлежащих 5-этажных строения. В квартале на расстоянии двух километров не осталось ни одного целого дома. Среди погибших в основном женщины и дети. Пока известно о 52 погибших и 80 раненых. Под завалами осталось еще около двух десятков человек. Шансы на их спасение расцениваются как минимальные. Трагедия была бы масштабнее, если бы часовые механизмы на взрывателях (всего было 3 грузовика) были установлены на одно и то же время. Террористы рассчитывали привести в действие две адские машины в момент, когда у разрушенного дома соберется наибольшее количество людей, и установили время на полночь. За несколько минут до теракта грузовики со взрывчаткой были обезврежены саперами. Сообщается о задержании двух причастных к теракту экстремистов.
Спустя несколько часов после теракта в Буйнакске чеченские боевики, численность которых достигает двух тысяч человек, вторглись в Новолакский район и заняли шесть предгорных селений. Захваченные села покидают беженцы: женщины и дети. Мужчин боевики оставляют для инженерных работ.
Наступавшие продвигались в трех направлениях - в Казбековский район к селению Калининаул, где сильны позиции местных ваххабитов, в город Хасавюрт, где проживают более 50 тыс. чеченцев-аккинцев, который боевики намеревались провозгласить столицей "Исламского государства Дагестан", и в райцентр Новолакское. Директор управления Федеральной службы безопасности РФ по Дагестану Владимир Смирнов опроверг сообщения беженцев о том, что райотдел милиции и здание местного отдела ФСБ уничтожены ночью вместе со спящим в них личным составом. Дагестанская милиция и липецкий ОМОН в течение суток до подхода маневренных бронетанковых подразделений внутренних войск МВД и Минобороны России держали круговую оборону и сумели выйти из окружения вчера утром. В боях погибли уже 15 милиционеров, подбито 3 БТР. Бои продолжаются за райцентр Новолакское.
Предположение, что в этот район вторглись боевики, подконтрольные опальному депутату Госдумы России Надиршаху Хачилаеву, категорически опроверг сам Хачилаев. В интервью "НГ" он заявил, что продолжает вести из Карамахи переговоры с военными о прекращении операции и выводе из сел мирных жителей, а вторгшиеся боевики не подчиняются ему и являются "агрессорами и врагами дагестанского народа". По утверждению Владимира Смирнова, в Дагестан вторглись боевики Шамиля Басаева и Хаттаба, которые, перегруппировавшись, предприняли попытку по нескольким маршрутам прийти на помощь осажденным карамахинцам в Буйнакском районе. При этом не исключается возможность прорыва в направлении Хасавюрта, Кизляра, проведение масштабных терактов и захвата заложников в Махачкале, Каспийске, провокации на дагестано-азербайджанской границе. Поэтому в Махачкале принято решение охранять "каждую улицу, каждый квартал и каждый дом".
Вдоль границы с Ножай-Юртовским районом Чечни работает удуговская телестанция, которая вещает на приграничные дагестанские районы и передает старые и новые программы самопровозглашенной исламской шуры и басаевского Конгресса народов Ичкерии и Дагестана. Распространено обращение шейха Мухаммада Ярагского от 1825 года с призывом к восстанию против русских.
Нельзя не заметить, что боевики вторглись на самом благоприятном для них предгорном участке, где их, кстати, больше всего и ожидали. Рядом - Хасавюртовский район. В многочисленных предупреждениях, в том числе и в "НГ", о концентрации боевиков на границе местные власти усматривали нагнетание психоза. Профилактическая, по сути, критика действий армии и армейского командования расценивались как "разрушение образа российского воина" и пособничество бандитам. Из республики, ведущей самую настоящую войну с боевиками-профессионалами, с музыкой вывезли подразделения новороссийских десантников. Напомним, что за несколько месяцев до ботлихских событий из района были выведены все военнослужащие. Сложнейшую войсковую операцию в укрепленных горных селах Кадарской зоны поручили местной милиции. Теперь, когда руководитель операции в Кадарской зоне по разоружению исламских боевиков, командующий внутренними войсками МВД России генерал Овчинников вновь не справился с операцией, как и в Ботлихе, к руководству боевыми действиями вернулись армейские военные. К Чабанмахи подтягиваются бронетанковые подразделения. Два дня на села сбрасывались авиабомбы объемно-детонирующего действия.
Несмотря на многочисленные обращения дагестанского руководства к силовым структурам России, до сих пор не вооружены ополченцы, которые опять приняли на себя первый удар боевиков. Необученные учителя сельских школ сидят в окопах вместо военнослужащих. Защита республики все больше становится делом дагестанских милиционеров, ополченцев, резервистов и военнослужащих, призванных из Дагестана, которые сейчас в спешном порядке перебрасываются в республику. Похоже, что безопасность субъектов Федерации перестала быть конституционной обязанностью федерального Центра и фактически отделена от понятия "безопасность Российского государства". Возникает подозрение в незаинтересованности военного командования в скорейшей нормализации ситуации в регионе.
На состоявшемся в воскресенье совместном заседании Государственного совета, Народного собрания и правительства Дагестана было выражено крайнее сожаление о том, что МВД России по-прежнему относится с недоверием к ополченцам и кормит их лишь обещаниями предоставить оружие. С начала августа в Дагестан поступило всего две тысячи карабинов, обещают еще пять тысяч, чего явно недостаточно. Аргументы убедительные: в России не хватает оружия. "Где армия и почему министр обороны России Игорь Сергеев выезжает в Узбекистан, когда должен находиться в Дагестане, где идет война?" - недоумевают в республике. Впервые руководство Дагестана, до этого дипломатично отделявшее чеченских боевиков Шамиля Басаева и Хаттаба от президента Чечни, выразило решительный протест Масхадову в связи с бездействием и предоставлением территории для бандгрупп, вторгшихся в Дагестан. Президент Ичкерии ни разу даже не позвонил в Махачкалу, чтобы выразить свое отношение к действиям против "братского дагестанского народа".
Война в республике будет затяжной, признается министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров. Операция в Кадарской зоне, где боевики поклялись биться до конца, приведет к усилению массированных ударов по селам и их полному уничтожению. Очевидно, что военные вновь недооценили возможности боевиков, не сработала разведка. Доты и дзоты стали для них шокирующей новостью. Участи быть разрушенными, вероятнее всего, не избегут и новолакские села. Возникает проблема с размещением беженцев в преддверии наступающей зимы.
Вместе с тем нельзя не заметить, что озлобленность и справедливый гнев людей в отношении боевиков и религиозных экстремистов легко может перейти в обычный произвол, когда под карающую руку правоохранительных органов попадут как виновные, так и подозреваемые в причастности к боевым действиям в августе и в сентябре в Дагестане. Мало кто уже обращает внимание на то, что в следственных изоляторах и фильтрационных пунктах подозреваемые и подследственные избиваются до такой степени, что не могут самостоятельно передвигаться. Пока из задержанных более чем 200 человек (на самом деле их в 3-4 раза больше) выявлено лишь 23 участника боевых действий в Ботлихском и Буйнакском районах. Нет сомнений, что у остальных останутся лишь чувство горечи и обиды на милицию, вместе с которой они сейчас и обороняются от боевиков.