Пока на улицах Тирасполя нет патрулей, как это было в 1992 году, а вооруженные силы Приднестровья демонстрируют свою мощь только на праздничных парадах. Фото Дмитрия Борко (НГ-фото) |
В ТИРАСПОЛЕ прошли торжества, посвященные 9-й годовщине образования Приднестровской Молдавской Республики, в которых приняли участие депутаты Госдумы, руководители российских регионов, представители Украины, Абхазии, Южной Осетии. Свои поздравления народу Приднестровья прислали видные российские политики и лидеры регионов, в числе которых - мэр Москвы Юрий Лужков и мэр Санкт-Петербурга Владимир Яковлев. На главной площади Тирасполя прошел парад военных формирований войск тираспольского гарнизона.
Праздничная атмосфера народных гуляний не могла рассеять многие вопросы, имеющие прямое отношение к геополитическим интересам России. В частности, не решена проблема вывода российских войск из региона на фоне все более активного сотрудничества (во имя мира) Молдавии и НАТО: недавние американо-молдавские учения по отработке "миротворческих операций" были прямым вызовом военному российскому присутствию в регионе. Ситуация осложняется тем, что, по мнению президента Приднестровья Игоря Смирнова, "Молдавия категорически не хочет политического урегулирования ситуации, нарушая свои же обязательства, заявленные в меморандуме от 1997 года и в других соглашениях, демонстрируя нежелание считаться с политическими реалиями". Однако Приднестровье в условиях политической, экономической и информационной блокады со стороны Молдавии доказало свою экономическую выживаемость (даже при отсутствии западных кредитов) и политическую жизнеспособность именно как государство со своей Конституцией, структурами власти, экономической системой и армией. Косвенно эту экономическую и военную самостоятельность ПМР признают даже западные военные, экономические и гуманитарные структуры, поскольку в ряде международных мероприятий Приднестровье сегодня участвует как самостоятельный и равноправный партнер, но неурегулированность вопроса о политическом статусе по-прежнему создает напряженность в регионе и является поводом для постоянных политических спекуляций.
К сожалению, сегодня Россию, шаг за шагом уступающую свои геополитические позиции, никак нельзя назвать надежным партнером региона, где проживает уже 70 тыс. российских граждан и где население, независимо от своего национального состава, является традиционно "пророссийским". Парадокс состоит в том, что часть правящей российской элиты, поддерживая Петра Лучинского в его борьбе против полномочий парламента (некоторые наблюдатели считают, что в ближайшее время речь может идти и о "ползучем" перевороте в Молдавии, который Лучинский собирается осуществить, заручившись предварительно поддержкой не только Вашингтона, но и Москвы), готова "сдать" Приднестровье Западу. В этом контексте многое зависит от настроений в российском обществе, которые сегодня вступают в явное противоречие с официальной политикой и дипломатией. Хотелось бы верить в то, что политическая поддержка народа Приднестровья и защита прав проживающих здесь русских со стороны российских регионов и российских политиков выйдут за рамки поздравительных телеграмм.
Как заявил "НГ" прибывший в Тирасполь на торжества губернатор Курской области Александр Руцкой, Совет Федерации (где, кстати сказать, совершенно бездействует комиссия по урегулированию приднестровского конфликта) должен как можно скорее определиться в этом вопросе, чтобы Приднестровье не было островом, окруженным непониманием российских политиков на фоне все усиливающегося давления Запада. Это непонимание может дорого обойтись геополитическим интересам России. К сожалению, "островом" Приднестровье делает прежде всего "островная" политика России.