После прихода экстремистов на юг Киргизии эта женщина в числе других беженцев вынуждена была покинуть свой дом |
ДО ВЧЕРАШНЕГО дня террористы, удерживающие заложников на юге Киргизии, не выходили на контакт с властями, полагая, по-видимому, что основное их требование - беспрепятственный пропуск на узбекскую территорию - не терпит корректировки. Наконец экстремисты передали через отпущенного на свободу заложника новое требование - не принимать против них никаких силовых мер. Невыполнение требования "может плохо отразиться на жизни и здоровье оставшихся заложников". С точки зрения бандитов это требование выглядит вполне логичным - сейчас заложники служат для них живым щитом. Террористы и так неохотно ввязывались в столкновения с правительственными силами, а с наращиванием присутствия последних в Ошской области положение бандформирования может существенно осложниться.
Есть ли у террористов хоть какие-то шансы на победу в этой локальной войне? Оккупированные бандитами районы расположены в горах, где ущелья и каньоны затрудняют ведение боевых действий. По данным газеты "Утро Бишкека", места дислокации террористов труднодоступны, но с них открывается прекрасный обзор. Здесь имеются площадки, на которых может приземлиться даже самолет типа Як-40. Кроме того, сейчас правительственные войска оказались отрезанными от главной базы террористов, после того как последние взорвали мост через реку Сох. Сегодня самые мрачные прогнозы местных аналитиков сводятся к тому, что террористы, являющиеся приверженцами радикального течения ислама, могут объявить захваченные районы "независимой исламской территорией", подобно тому как это сделали ваххабиты в кадарской зоне Дагестана, а потом и предъявить требования о пересмотре границ как спорных. Гарантом экономического процветания такой "территории" могли бы стать полезные ископаемые, залегающие в районе действия бандформирования, - запасы россыпного и рудного золота, сурьма, медь. Недаром там работали японские геологи, за которых, кстати, согласно неофициальной информации, Токио готов заплатить чуть ли не полтора миллиона долларов. Бишкекские СМИ утверждают также, что идею создания исламской республики поддерживают ленинабадские таджики.
Между тем власти Киргизии, опасаясь за судьбу заложников, решили вести переговоры об их освобождении по всем возможным каналам, в частности, как сказал первый вице-премьер Борис Силаев, не исключен вариант использования контактов с "силами, которые стоят за боевиками". В свою очередь, министр обороны Эсен Топоев эпатировал многих рассказом о том, что "разворачивающиеся сейчас в Баткенском и Чон-Алайском районах драматические события были предсказаны военными и политиками еще несколько лет назад" и, чтобы не допустить подобного поворота событий, принимались "определенные меры", в частности велись переговоры с руководством соседних республик. Министр уверен: то, что сейчас происходит на юге Киргизии, - результат недовыполнения договоренностей, достигнутых в ходе этих переговоров.
Упрекнул соседей и первый вице-премьер Борис Силаев, обратившийся к Узбекистану с просьбой "определиться в своих действиях" в борьбе с террористами, проникшими в Киргизию, напомнив, что объектами бомбардировок узбекских ВВС становятся киргизские села и посты Министерства обороны, ведь самолеты бомбят позиции боевиков без должного согласования целей. Сейчас в Бишкеке опасаются прорыва из Таджикистана новых вооруженных группировок, по данным Силаева, число экстремистов составляет примерно 800 человек, а в ближайшее время эта цифра "может возрасти вдвое". В этой связи Силаев спрогнозировал увеличение числа беженцев, которых сегодня насчитывается около 5 тысяч.