ПЕРВОГО сентября 350 учащихся театрального лицея Кишинева не сядут за парты. В канун празднования независимости Молдавии и Дня государственного языка лицей был закрыт по чисто формальной причине во исполнение судебного вердикта по давнишней тяжбе, к которой само учебное заведение отношения не имеет. Руководство лицея не раз обращалось к местным властям с просьбами о содействии, но они результата не дали. Правда, директор столичного департамента по образованию, науке, молодежи и спорту Анатолий Мокрак пообещал подыскать взамен другое здание...
Предпринятая против лицеистов акция заставляет вспомнить о печально памятных годах массового закрытия русских школ в Молдавии. К преодоленному, казалось бы, периоду всплеска национал-радикализма в республике возвращает и подготовленный недавно правительством проект поправок к закону о рекламе, еще более ограничивающий использование русского языка в этом бизнесе. Им предусматривается введение обязательной публикации рекламы на госязыке даже в русскоязычных изданиях, при желании дублированном на русский. Затея эта отнюдь не безобидна, поскольку за всякий дополнительный переводной текст понадобится и дополнительно заплатить. Поэтому суждения о том, что разработанные поправки направлены на подрыв материальной базы русскоязычных СМИ, не кажутся несправедливыми. Не исключено, что их осуществление может ознаменовать начало вытеснения представителей нетитульного населения (уже выдавленных из госорганов) и из бизнесструктур. Собственно, и в изначальном варианте закон о рекламе абсурдно тенденциозен, в частности, и в требовании своем - излагать названия фирм и предприятий исключительно на государственном языке. Если владелец "Трактира" все же выкрутился, исполнив это название латинскими буквами, то что делать хозяевам "Трех толстяков", придуманных некогда русским писателем Юрием Олешей, - непонятно.
Заметим, что борьба за соблюдение языкового законодательства в Молдавии традиционно ведется лишь в одном направлении. К примеру, за то, чтобы выполнялось и другое законное требование - о дублировании всех публичных информационных текстов на русский, - здешние руководители не борются. Повсеместно допускаемые перегибы обосновываются с помощью теоретического передергивания. Предпринимаемые в этой сфере шаги, как правило, объясняют заботами о языке государства.
Нынешнее молдавское руководство активно пропагандирует сейчас национальную идею. 1 сентября в республике пройдут уроки, посвященные развитию национального (а не государственного) самосознания. Можно сказать, что учащимся театрального лицея он уже преподан. Пожалеет ли Россия лишившихся праздника лицеистов? Кстати, на 1-2 сентября приходится официальный визит президента Молдавии Петра Лучинского в Россию. Может быть, российские руководители, с пониманием воспринимающие трудности Кишинева, смогут убедить власти последнего с пониманием и уважением относиться к проблемам россиян в Молдавии. Подобный подход, вероятно, будет актуален до тех пор, пока Кишинев, провозгласивший главной своей целью интеграцию в мировое сообщество, не станет считать столь же важной задачу приобщения к общепринятым цивилизованным человечеством нормам.
Кишинев