- КАРЕН СЕРОПОВИЧ, распространено мнение, что объединение выгодно в первую очередь Республиканской партии и лично Вазгену Саркисяну, которые таким образом получили завидную возможность опереться на вашу традиционную популярность. А для Народной партии альянс, напротив, невыгоден, ибо порождает подозрения в вашей "ангажированности" и "связи с властями". Это способно оттолкнуть определенную часть протестного электората. В любом случае ваш союз с министром обороны вызывает неоднозначные комментарии. Каковы действительные причины возникновения блока?
- Альянс состоялся вовсе не по соображениям сиюминутной предвыборной конъюнктуры. Он продиктован интересами государства и народа и поэтому выгоден не тому или иному деятелю или отдельной партии, а стране. Основная причина возникновения блока - нынешнее состояние республики. Армения переживает тяжелый социально-экономический кризис, который имеет опасную тенденцию перерастания во всеобщий. И если эта ситуация сохранится, процесс способен принять необратимый характер. В основе альянса - общее для нас стремление преодолеть эту проблему, что пока еще возможно. К тому же мы убеждены, что сегодня ни одна личность, никакая партия, сколь бы влиятельной и авторитетной она ни была, не в состоянии в одиночку ответить на этот вызов. Отдельные идеологические и политические несовпадения, при всей их важности, сегодня должны отойти на второй план, не до них нам сейчас. Альянс открыт для всех, кто согласен с нашими оценками ситуации и разделяет стремление ее изменить.
Хочу также особо подчеркнуть, что одной из важнейших задач, которые ставит перед собой блок, является проведение действительно свободных, справедливых и прозрачных выборов. Этому мы придаем особое значение.
Относительно пресловутой "ангажированности" могу лишь заметить, что я действительно ангажирован - собственной совестью и интересами нашей страны. Они являются для меня высшей ценностью и конечной целью. Человек вообще должен управляться здравым смыслом, своей совестью, общепризнанными принципами и ценностями и, конечно, высшими интересами народа. Тогда и у него самого, и у общества будет меньше проблем. А неуправляемый - асоциален и просто опасен.
Не думаю, что создание альянса станет причиной потери нами части потенциального электората. В принципе, политик не должен делать ставку только на какую-то часть избирателей. Необходимо учитывать мнения, актуальные задачи, волнующие общество в целом. Но, разумеется, надо считаться с нюансами электорального восприятия политических подходов в различных общественных слоях, группах.
- Вы с господином Саркисяном уже заявили, что блок "Единство" носит не только предвыборный характер. Предполагается дальнейшее тесное сотрудничество двух партий в будущем Национальном собрании. Однако долговременный союз - это не только общие интересы, но и идеологическое сходство.
- Дальнейшее развитие кризиса может быть приостановлено только в результате сотрудничества в будущем парламенте всех ответственных и конструктивных сил. И мы, повторюсь, отнюдь не считаем, что "ключи счастья" находятся именно в наших руках. Работа по расчистке "авгиевых конюшен" предстоит большая и сложная. Полагаю, идеология любой партии должна в конечном итоге подразумевать строительство сильной независимой демократической страны, социально ориентированного правового государства, становление рыночной экономики, где все формы собственности на деле имеют равные права, социальную защищенность граждан, дальнейшее развитие экономики, науки и культуры, без которых независимую Армению представить невозможно. Во всех этих пунктах наши взгляды и подходы совпадают или, как говорится, "весьма близки" позициям Республиканской партии.
- Совместное заявление Народной и Республиканской партий позволяет предположить, что альянс стремится занять нишу умеренной, но последовательной конструктивной оппозиции. Однако ваши оппоненты утверждают, что именно конструктивная часть предвыборной программы блока не выглядит внятной. Поэтому, как и в период выборов 1998 г., ваши противники заявляют, что у вас нет не только конкретной программы, но и четких представлений о том, как именно следует сегодня решать проблемы экономики, социальной защиты, развития науки и культуры. А главное - нет определенной позиции по вопросу Нагорного Карабаха.
- Не согласен. Четкая программа, конечно же, имеется и отражает наши подходы к решению насущных проблем национального развития. И если наши оппоненты не знают о ее содержании, то это, в конце концов, их проблема. Другое дело, что ответы на некоторые вопросы выглядят у нас не до конца детализированными. Считаю, что это естественно, так как конкретика выявляется в ходе реализации задач. Но пути и методы реформирования всех сфер жизни страны мы представляем вполне четко. Главное - мы обязаны преодолеть ситуацию, когда народ остался вне политики. С ним не только не coветуются, но к нему абсолютно не прислушиваются. Понятие "воля нации" словно бы перестало существовать вовсе. Жизнью общества и государства правит воля отдельных группировок. В этом - первооснова наших проблем, и с этим необходимо покончить.
Что касается карабахского урегулирования, то ограничусь тем, что я уже не раз говорил: вопрос должен быть решен мирным путем, политическими средствами. Силовые варианты неприемлемы. Реализация этой формулы на практике предполагает одно обязательное условие: государство и народ должны вместе решать эту проблему. Никакое решение, идущее вразрез с мнениями и убеждениями общества, не может быть осуществлено.
- Господин Демирчян, среди действующих армянских политиков вы выглядите самым опытным. Опыт предполагает мудрость. К тому же до последнего времени вы наблюдали за общественно-политической жизнью страны как бы со стороны. Каковы основные выводы из этих наблюдений?
- Не думаю, что быть все эти годы руководителем одной из крупных производственных фирм страны - значит наблюдать за ее жизнью со стороны. Скорее, наоборот. А что касается выводов, то суть их можно выразить одной, уже ставшей крылатой, фразой: видимо, хотели как лучше, а получилось как всегда. Но это констатация. Важно понять причины происшедшего.
С момента обретения независимости новые руководители государства утверждают, что привержены либерализму как в общественно-политической, так и в социально-экономической сферах. Однако на практике именно либеральная идеология была столь сильно искажена, что предстала едва ли не в качестве своей полной противоположности. В результате мы повсеместно имеем нечто, чему даже трудно найти точное определение, но в любом случае - обратное либеральной идее. Основой либерализма в экономике являются собственность и полное равенство всех ее форм, в политике - демократия как система допустимых компромиссов. Между тем именно к идее свободной и защищенной законом собственности на деле демонстрируется открытое пренебрежение, а в общественной жизни сохраняется сильный элемент радикализма и деструкции. Нам не хватает именно разумной, взвешенной политики, способной стать основой для выправления положения. Приходя к власти, все первым делом торжественно клянутся не сворачивать с пути реформ, хотя содержание многих новаций подчас сомнительно. Вне поля зрения остаются жгучие проблемы реальной экономики. И уж совсем ничего не говорится, кто и как должен исправлять серьезные ошибки, допущенные на этом пути. Я не утверждаю, что мы обладаем панацеей от всех бед и недугов. Но твердо убежден, что нам остро необходимы конструктивные перемены, нужна последовательная кропотливая работа, чтобы осуществить главное - задействовать остановившиеся предприятия, повысить покупательную способность и качество жизни людей, их социальную защищенность. Надо создать условия для действительно свободного предпринимательства, вести гибкую налоговую и таможенную политику, которая не отпугивала бы потенциальных инвесторов, а наоборот, способствовала потоку инвестиций в самые различные отрасли со стороны как внутренних, так и внешних предпринимателей.
- Ваше неожиданное возвращение в политику в период прошлогодних президентских выборов произвело фурор и продемонстрировало, что "харизма Демирчяна" существует и является ощутимым внутриполитическим фактором. Какие уроки вы и возглавляемая вами партия извлекли из ситуации 1998 года?
- Откровенно говоря, мне это определение - "харизматический деятель" - не очень нравится. Но, раз вы настаиваете, скажу: образ человека формируется в течение всей его жизни. Здесь и отношение к людям, и отношение к работе, и масса других крупных и незаметных штрихов. В результате складывается некий имидж. Но харизматическим, по-моему, при всем том становится только тот политик, который естественен. Он всегда руководствуется началами и принципами, воспринимаемыми обществом. Он понимает людей, их истинные желания и устремления, но отнюдь не идет на поводу этих желаний. Наоборот, харизматический политик нередко говорит людям вовсе не то, что они в данный момент хотели бы услышать, а то, что им действительно необходимо знать. Он обращается не к эмоциям, а к разуму, верит в здравый смысл и дает людям возможность до многого дойти собственным умом. Этим, кстати, и отличается от популиста. Что касается в этой связи ситуации и уроков прошлого года, то вывод очевиден. Если "харизма Демирчяна" действительно существует да еще и является "ощутимым внутриполитическим фактором", то сегодня она должна в первую очередь способствовать проведению честных, прозрачных, справедливых выборов.
- В случае, если блок "Единство" действительно добьется на выборах ощутимого успеха и сформирует парламентское большинство, как это способно отразиться на внутри- и внешнеполитической жизни страны?
- Положительно, естественно! Хотя очевидно, что основная, труднейшая часть работы начнется именно после выборов. На мой взгляд, успех на выборах - это не просто количество мест в парламенте. Число контролируемых мандатов - всего лишь инструмент, а цель - получить возможность начать результативные изменения. Законотворческие усилия депутатов блока "Единство" будут иметь одну задачу - создание действительно свободной, действительно независимой, демократической и процветающей Армении. Наша страна должна активно участвовать в жизни международного сообщества, способствовать укреплению региональной и всеобщей стабильности и безопасности, проявлять деловую заинтересованность в осуществлении тех программ, которые направлены на развитие стран и народов. При этом мы придаем особое значение укреплению и расширению интеграционных связей со странами СНГ, особенно с Россией, которая была и остается нашим главным стратегическим партнером. Мы находим, что в Армении должно функционировать эффективное государство, должен свободно действовать эффективный собственник. И политика страны, и мера ответственности каждого из нас должна измениться. Сегодня положение страны, без преувеличений, таково, что все сыны отчизны должны отдать родине максимум своих возможностей и сил, не ожидая взамен наград и поощрений.