0
473
Газета Кино Печатная версия

27.04.2025 19:19:00

Жандарм выступает против маньяка и всей полиции

Герой в одиночку берется за расследование преступления, в котором, возможно, замешаны его коллеги

Тэги: кинопремьера, криминальный триллер, дело мальдорор, бельгия, фабрис дю вельц, рецензия


кинопремьера, криминальный триллер, дело мальдорор, бельгия, фабрис дю вельц, рецензия Фильм частично основан на реальных событиях, участниками которых были бельгийские полицейские в 1990-х. Кадр из фильма

В российский прокат вышел криминальный триллер бельгийского режиссера Фабриса Дю Вельца – «Дело «Мальдорор» частично основано на реальных событиях, за 30 лет до выхода картины потрясших воображение постановщика. Наконец-то найдя способ, как подобраться к истории и перенести ее на экран, Дю Вельц снял длинную, на два с половиной часа, но при этом увлекательнейшую драму, в которой жанр тру-крайм сочетается с социальным, а актуальность не утрачена за давностью лет.

Главный герой – молодой жандарм Поль Шартье (Антони Бажон) – готовится к свадьбе с сицилийкой Джиной (Альба Гайя Крагеде Беллуджи). Он считает себя сиротой, отец-бандит сгинул за решеткой, мать, алкоголичку и некогда секс-работницу, растившую ребенка в борделе, лишили родительских прав. Большая, шумная, дружная семья Джины заменила Полю родную. И все бы хорошо – даже нехватка денег не омрачит праздник, – но в это время в городе происходит нечто страшное. Пропали, а скорее всего похищены две девочки, расследование стоит на месте из-за конфликта внутри правоохранительных органов – судебная и местная полиция, а также жандармерия никак не могут поделить полномочия и вместо того, чтобы, к примеру, искать исчезнувших детей, делят власть и вставляют друг другу палки в колеса. Поль в своем отделении – едва ли не единственный, кто пытается что-то делать. В том числе, несмотря на насмешки коллег, обращает внимание на любые зацепки, даже если они поступают от ненадежных свидетелей.

Благодаря своей природной внимательности, он на хорошем счету у начальника (Лоран Люка), который и поручает Полю вместе с напарником Катано (Алексис Маненти) установить наблюдение за домом некоего Марселя Дедье (Серхи Лопес). У того немало приводов и сроков, в том числе за насилие над несовершеннолетними, а теперь выясняется, что некоторое время назад он вроде как предлагал своему знакомому похитить каких-нибудь девочек ради выкупа. Начиная слежку, Поль может только догадываться, в какую бездну ему придется заглянуть. И речь не только о целой преступной сети, стоящей за Дедье, но и о внутренней кухне полиции, которая может нанести жертве и своим же сотрудникам не меньший ущерб, чем какой-нибудь маньяк.

Образ Шартье интересен сам по себе, он бунтарь, влезающий и в драки, и в неприятности, взрывной и импульсивный, при этом с обостренным чувством справедливости – работа в жандармерии для него изначально была ответом на полицейский беспредел, который он наблюдал, взрослея в маргинальной и криминальной среде. Даже если служитель правопорядка сам нарушал закон и превышал полномочия, все это легко сходило ему с рук. За прошедшие годы что-либо мало поменялось, теперь Поль видит прогнившую систему изнутри. И его расследование – в какой-то момент он и сам будет нарушать приказы и выходить за рамки инструкций – будет стоить ему всего. Но на другой чаше весов окажется нечто более ценное.

Реальная история – педофила Марка Дютру, похитившего и убившего несколько девочек в Бельгии в середине 90-х, – в фильме значительно переработана и, главное, рассказана под необычным углом. Расследование превращается для главного героя в игру в кошки-мышки не только с преступником, но и с коллегами. Справедливость в итоге торжествует не самым очевидным образом, все искажено и искривлено, и каждый неверный шаг тянет за собой череду ошибочных действий и неисправимых последствий. То, что реальное дело Дютру, как во многом и вымышленное дело Дедье, связаны с полицейской реформой, только подчеркивает глубочайшую трагедию и социальную несправедливость, царящие в обществе. И Шартье из непокорного, но пассионарного защитника этого общества превращается в того, кем никогда не хотел стать. Не сломлен, но разочарован – а это, пожалуй, страшнее. Действие длится на экране не один год, перекидываясь из середины 90-х в начало 2000-х, показывая трансформацию героя, но, кажется, не системы, с которой он однажды вступил в неравный бой. И эта игра больше ему не принадлежит, он не ее часть – печально, но важнее остаться верным себе.

Несмотря на внушительный хронометраж и замысловатую композицию – кадры расследования сменяются бытовыми сценами, перед глазами зрителя проходит и шумная итальянская свадьба героя, и рождение его дочери, и семейные кризисы, завязанные на работе, – «Дело «Мальдорор» получилось стройным, стильным и местами стилизованным под кино 90-х, динамичным и глубоким повествованием, цельным фильмом, событий которого хватило бы на сериал, но при этом вовсе нет желания прервать просмотр или же разделить его на серии. Зрительское и в то же время авторское высказывание, которое только формально привязано ко времени и месту, – посыл будет понятен и в России, и в 2025 году.  


Читайте также


"Урок" с Юрой Борисовым о травме, взрослении и втором шансе

"Урок" с Юрой Борисовым о травме, взрослении и втором шансе

Вера Цветкова

Оказалось, что до подростков легче достучаться бывшему рэперу, чем любящим родителям и правильным учителям

0
2986
"Тоска" в Коми

"Тоска" в Коми

Владимир Дудин

В Сыктывкаре прошел ежегодный оперный фестиваль имени Ии Бобраковой

0
3153
Театр Моссовета увидел в гоголевской "Женитьбе" историю не про мужской, а про женский архетип

Театр Моссовета увидел в гоголевской "Женитьбе" историю не про мужской, а про женский архетип

Елизавета Авдошина

Свадебная лихорадка

0
4243
Александр Яценко слушает "Легенды наших предков"

Александр Яценко слушает "Легенды наших предков"

Наталия Григорьева

Папа с дочкой разыскивают древних духов на просторах России

0
4544

Другие новости